?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, часть 3 хвалебной песни кричалки имени Мыши (часть 1-я, стихи об Арде – здесь: http://odna-zmeia.livejournal.com/124038.html , вторая «Разное» - здесь: http://odna-zmeia.livejournal.com/124561.html )
Это стихи о Театре на Юго-Западе, написаны в интервале 2009-начало 2012 года. Вообще не все из того, что было тогда написано, вывешивалось. Что-то вывешивалось под замком, и я сейчас из-под замка вытащила, потому что сиюминутная актуальность минула, что-то присылалось в письмах и вывешиванию, увы, все еще не подлежит, что-то просто не лезло в формат подборки, в общем, что выросло, то выросло.
Последовательность не всегда хронологическая, и здесь внезапно много меня (вообще очень странное ощущение, когда стихи рассказывают тебе о тебе, вызывая одновременно желание поглубже зарыться в нору: это все мне? Но как?! – и офигение: да, все так, именно так и было).
Как и обещала, начинаю со стихов о себе (а потом – о нас).


Словом, посвящается Одной Змее образца 1999-2000 гг.
***

Так вечность прорывается в привычном:
Вот роза, рук пожатье, полутьма...
А вот уже сидишь в саду больничном,
И если знать, с кем говоришь о личном,
То главное - не соскочить с ума.

Вот все уже летит безумным комом,
И мир причудлив, как четвертый том.
Казань. Ты скоро встретишься с искомым,
Вот мы уже фактически знакомы, -
Не зная и не думая о том.

Не завершилось прежнее сказанье,
И новое свивается - лови!
...И ты застынешь посреди Казани -
С чужим мечом, с безумными глазами,
И это снова будет - о любви.
16 дек, 2009

О том, как мы познакомились (на Зиланте, в Казани) я писала в первом посте. Про меч там не написано, но, наверное, имеет смысл добавить: Сэрмал купила себе меч (железный, не тексталь) и дала мне подержать, а потом спросила: «Ну как?» Я не могла ответить ничего, кроме: «Тяжелый», но, похоже, это был первый момент «прихода» квенты.
Само стихотворение написано в процессе набора моих театральных дневников 1999-2000 года, где, в частности, было немало про общение с Виктором Авиловым в вышеуказанные годы (о многом, и «о личном» тоже).


2000 год. О практическом применении «Лэйтиан».
«Будет год с обидами и бедами,
От которых пол-души сгорит…»
Марина Вирта


«Мне этот день полгода стоил».
А.С.



Будут годы мира – лихолетием,
Будут годы – поважней веков…
Женщина в метро читает «Лэйтиан» -
Песнь Освобожденья от Оков.

Так бывает?! Страсть – не безответная,
Путь – подальше первого столба…
…Вот театр. Над ним – ветхозаветная,
Жесткая и странная судьба.

Здесь немало знают о падении,
Здесь, порой в отчаяньи грубы,
Помнят ли еще освобождение, -
Стиснутые путами судьбы,

Связанные властью безнадёжного…
…Свежесть, свет, как Вероникин плат,
Брешь в судьбе, сплетенье невозможного, -
Просто роль. Нет, просто – жизнь. Пилат.

Вот он вышел – в световом скрещении
Бьющих до души прожекторов,
Слишком мало зная о прощении
И к себе – отчаянно суров.

Нити судеб – странен, странен танец их!
Падай с небывалой высоты!
И сезон не минул, а останется –
Память, взгляд, охапкою – цветы…

Что же после? В прошлое, легендами –
«Был театр, да вышел ведь – гляди…»?

…Новый год начнется где-то в фэндоме.
А потом – еще. И не один.

Словом, впереди – десятилетие…
В нём сполна – потери, боль и бой.
Женщина в метро читает «Лэйтиан»,
И судьба играется – судьбой.

…06.08.2011

Примерно о той же эпохе. «Лейтиан» я впервые читала летом-осенью 2000 года, почти сразу после того, когда А. Ванин первый (и тогда казалось, что последний) сезон играл Пилата. «Судьба, играющаяся судьбой» в нашей истории присутствовала в немалом количестве, обозначая, в числе прочего, и смену эпох и ветров…

Малаховка. "Гамлет".

Собаки черной на снегу разбег.
Жемчужная луна сквозь облака.
И белый на деревьях черных снег,
И окна дома - ярче маяка.

Так далеко, но слышно поезда,
Так тихо, что понятно - далеко...
Не в небе разгорается звезда,
Да только не заметить - нелегко.

И тот, кто замечает - не умен,
Он просто прав, но правда - не глупа.
...Решетчатая изгородь времен
Рассыпалась, как снежная крупа.

И вот из дней, где можно изменить
Себя - или себе, - но навсегда, -
Протянута связующая нить,
Как в инее полночном провода.

03.01.10, 05.00

На Новый, 2010 год, мы взяли с собой в Малаховку только что вышедший диск записью Юго-Западного «Гамлета» с гастролей в Японии 1990 года и посмотрели его чуть ли не дважды подряд.
«Связующая нить» - это, конечно же, «Гамлет», но и, мне кажется, в первую очередь Стаськино «Так паутиной провисает времен связующая нить…».

Пожалуй, сменю я все-таки тему, а то что все о себе, давайте уже о погоде театре.:)
Ниже – два стихотворения об «Ангеле Золотые власы этого театра», как виделся и воспринимался из 2010 года В. Авилов (да, вы не поверите, но иной раз и виделся тоже…)

«Смехом - любовь и боль,
Прахом - долгая страсть,
Тихие сны в Нигде -
Тем, кому должно пасть.
Души слабей, чем глаза
- Гибель за полцены -
Где души сходят с ума,
Глаза спокойно-темны.»
Анарион, «Восход Звезды»

«Актер – скульптор, который ваяет из снега».
Дж. Бут



Твои круги на воде,
Твои слова на снегу –
Душа уходит в Нигде…
Прости, я так не могу!
Я не умею – след в след,
Лишь выдыхаю – «Живой…»,
Хватаю лишний билет,
Читаю бред в Гостевой,
А мир уходит под снег,
Свод, проседая, трещит…
И кто ты? – Лишь человек…
Но ангел держит свой щит.
Он для того и вставал
Там, у несущей стены
(Как прежде сам – выживал) –
Чтоб строки были слышны.
…Душа слабей, чем глаза
Ну что же, стой и смотри:
Все то, что недосказал,
Огнем небесным горит.
Ты ждешь ответа, но вот
Быть может, главный ответ:
Узнать, как рушится свод
И разливается Свет, -
Тогда и нашей вины
Растает, может быть, снег…
Глаза спокойно темны
Под тенью собственных век, -
Но не тебя ли искал
Теперь опущенный вниз
Взгляд – в нише, между зеркал…
И уходя – оглянись.

17.03.2010 3:13


Вырывается время из плена.
Первым действием ночь коротка.
Тьма над миром, прохлада, сирена,
И Незримого Света рука.

Если небо - и не раскололось,
Если пламя - и в прах не сожгло,
То одним лишь - тот взгляд и тот голос
И твоё золотое крыло.

02.08.2010

Дальше у нас будет труба, можно сказать, во всех смыслах.:) В виде трубы на нарисованном домике (это предел моих художественных способностей:)), трубы, которая приходит «нашему делу», и трубы, в которую трубит сами-знаете-кто и в какой момент (впрочем, я думаю, что разные бывают моменты, и сигналы трубой подают самые разные).

Наше дело - труба

С дружеским приветом Морваэну, Анариону и Алексею Мамонтову.

На знамени – времён немыслимая связь,
Мы входим в них, в отчет заносим только veni
И vidi – и глядим в те бездны, не боясь,
И, за окно косясь, читаем Откровенье.

Какие времена достались нам с тобой! –
Не спрятать, не унять, не обхватить руками…
Ты в детстве рисовал те домики с трубой?
Труба запела – дом рассыпался на камни.

Не выстроить теперь уже на слове «бы»
Ни своды, ни мосты – столетий акведуки,
И нам с тобой стоять на берегах судьбы,
К одной – на всех – звезде протягивая руки.

Нам – видеть лишь порог, где был запор и дверь,
А дальше – свет и тьму, бескрайний воздух ночи.
Мне – спрашивать: зачем – все именно теперь,
К чему – те бездны лет, заполненные прочим?

Но мы идем вперед, в созвездия и тьму,
И мы вступаем в явь, текущую как ветер….
Но я еще спрошу, «зачем и почему».

- …Ты только удержись, когда тебе ответят.

12.01.2010 22:06


Мы потом вспоминаем о них,
Как о сброшенной коже.

Фирнвен


Есть такие, мой друг, времена,
В них труба без ошибки слышна, -

То ли ангел трубит, то ли ветер, -

Золотая и злая труба,
Небывалая прежде судьба,
И беда в целом свете,

В сердцевине, ломая миры…
Ты не создан для этой игры,
Но вступил шагом раньше – и поздно.
Это – пламя и копоть невзгод,
Это месяцы, может быть – год,
Это летние звезды.

Память, лица, сплетения строф –
По цене мировых катастроф.
Было б лучше – совсем не встречаться?
…Есть такие, мой друг, времена,
Мы решаемся их вспоминать –
И дуреем от счастья.

Но прошу тебя, помни о том:
Счастье памяти – только потом,
Скажешь «Вам повезло» - будут грубы
Те, кто болью пронизан насквозь,
Те, кому повезло, довелось,
Те, кто слушает трубы.

…Но какая прекрасная дрожь –
В миг, когда ты ее узнаешь,
Недовспомнив, как слышал когда-то, –

Мы срываемся в те времена,
И ни память уже не важна,
Ни текущая дата:
Уступая надеждам и снам,
Наша жизнь возвращается к нам
Этим ясным раскатом…

воскресенье, 21 февраля 2010 г., ночь

(Эпиграф здесь – мои любимые стихи Тас, написанные по впечатлениям от моего текста о 1990 годе, так что в тексте Мыши тоже много отсылок к тем временам.
Стихотворение Тас полностью здесь: http://firnwen.livejournal.com/687737.html , поскольку написано оно в 2008 году, я его тут, пожалуй, еще раз прорекламирую.

Дальше еще пара вещей «о нас» и «о них», они в данном случае – писавшие о Юго-Западе одновременно с нами, но на других ресурсах.

(Заместо посвящения: Змея-Змеюша, принимай подарок с бантиком по случаю "просто так"!)

Какие бывали
У нас времена!
Мы сон забывали
И слали всё "на",
Нас кто-то осалил,
И дни сочтены -
Но мы записали
Анналы войны!

События, кроки,
Ухваченный миг...
В историю строки
Идут напрямик,
Ведь мы - записали!
Прочьешь ли? Ведь ночь...

...Нас снова спасали,
Командуя "Прочь!"

Ах, годы и мили
Прекрасной земли!..
Мы вновь приходили,
И снова - пришли.
Знакомые реки,
Иная вода...
- Надолго?
- Навеки,
Как было всегда.

Глубокие воды,
Где бездна и дно...
На год или годы,
Но время - одно:
И вечности мало,
И вечер - с лихвой...
Мы пишем анналы.
В них каждый - живой.

1:21 04.07.2010


*
Девочки пишут сонет на асфальте,
Девочки искренне влюблены,
Девочки так откровенны в анти-
Чувствах своих к режиссеру под пламенем полной луны.

Буковка, точечка, черточка, стрелка...
Быстрые, темные облака.
Девочки, все-таки это мелко,
Тонко, прерывисто - линией цвета цветного мелка.

Надпись исчезнет - в дожде или пыли.
Кто-то еще напрягает глаза...
Девочки, где же вы, милые, были
Двадцать, и десять, и пять - лет просвистевших - назад?

...Пламя в ладони летело - удержишь?
Весь догоришь? До остатка? На треть?
...Пламя все выше - но где же вы, милые, где же
Были, когда до сих пор не научились - смотреть?

Темень - не лето, и пасмурь - не звездно.
Отбыл последней маршрутки маршрут.
Я - позже вас, я - отчаянно поздно -
Вижу - открытую дверь к дням, что уже не умрут.

Съежишься, кажется - сгину, завою...
Стерпишься - строки вливаются в стих.

...девочки,
Там
Где встречаются вновь
Эти двое, -

Я отступаю, -
И лунное пламя проходит сквозь них.

1:33 13.09.2011

P.S. Частушка по поводу:

На столе стоит посуда початая,
Ну и что же, что она - от варения?
...До чего же у меня непечатное
Получается стихо-
Творение!

Разумеется, стихи писались не только о нас-любимых, как может показаться по тому, что я здесь выложила, но и о просмотренных спектаклях и их героях. Выбрать из этого не так легко, поэтому я ограничилась стихами о «Мастере» и двух его героях – Афрании и Понтии Пилате, которых последовательно играл А.Ванин. (Стихи о «Ромео и Джульетте», к примеру, я сознательно не брала, иначе в получившихся смыслах и цепочках смело можно было бы утонуть).
По смыслу и хронологии сначала – Афраний.

...В ослепительном свете,
Ослепляющем зное
Я уже не в ответе
Хоть за что-то иное.

Растерявший из виду
Даже ближних знакомых,
Им - былая обида,
Мне - чужие законы,

Но беда - не чужая
И родная усталость...
И до месяца мая
Так недолго осталось.
14 фев, 2010


В глубине колоннады -
Пыль от пары сандалий.
Все слова и награды
Навсегда опоздали.

Где-то - мир и живые
(Для тебя - только "были").
Ты себя не впервые
Растираешь до пыли.

Верят - есть над расплатой
Милосердье? Напрасно!
"Так уж вышло" - Пилату,
А другому - в пространство:

"Вот какое мытарство
Я довыдумал втайне:
Для меня Твое царство
Никогда не настанет.

Не прошу и немного,
Знаю сам - бесполезно.
Есть под лунной дорогой
Ненасытная бездна.

Пыль, стоячие воды
В свете бледно-лиловом...
Там - предавший свободу
Равно делом и словом".

...Воплощение жажды
(Без надежды: "Ответит")...

Ты проснешься однажды
В ослепительном свете.

(Эти два, об Арфании, наверное, одни из самых любимых моих Мышиных стихов…)

А дальше будет Пилат и – неразрывно – «театральный туризм», города, в которых мы побывали благодаря Юго-Западу, катаясь за ними на гастроли. Знаете, это было совершенно безумно и прекрасно: нетуристические города в нетуристический сезон, «в которые иначе – никогда», Урал, Сибирь и север, увиденные коротко, но прицельно, безумное и неожиданно близкое общение с самыми разными людьми, которое случается в таких поездках, словом, театральный туризм далеко не так странен, как может показаться на первый взгляд.
Ниже – стихи на стыке истории Пилата и «театрального туризма». Сургут, гастроли февраля 2011 года.

Сургутская рапсодия

1
(По мотивам Фреда, самонадеянное)

(…и нас своим отцом считай отныне…)

…а у Пилата – трудовая книжка,
А в ней – «актер», - и должность, и зарплата…
И каждый новый день – как передышка,
А ночью – вечность, ждущая Пилата.

А днем – порой – совсем иные роли,
Дом на краю иных земель столицы…
Но снова – приполярные гастроли,
В афишах – дорогих умерших лица,

Сон не приходит – как тогда на ложе,
Поля в окне пустынней той пустыни…
А где-то люди – смертные, и все же
Бессмертием назначены отныне

Твоим. Вперед! Прощайся с тормозами –
Так легче, да и силы на исходе…
Бессмертие пришло. Блестит глазами.
Косится на автобус. Не уходит.

24.02.11 (по дороге на поезд в Сургут)

(28.02.2011, Сургут)

Сквозь неизбежность расплат
Хочется выкрикнуть – «Будьте!»
Это который Пилат
Понтий? Который в Сургуте.

Помнишь? Утоптанный снег
И невозможного цвета
Небо… Как будто во сне
Дни эти – было ли это?

Было! – хоть переспроси,
Выкрикни – воя надсадней…
Вот – уезжает в такси
Самый прославленный всадник.

Так в неустройстве, пурге,
Холоде – малая плата! –
Выпало счастье тайге,
Тундре – а также Пилату.

«Будет» - так верилось, «есть» -
И не сравнится со снами! –
«Было» - вот горькая весть,
Но и – «останется с нами».

Время – замкнулся ли круг,
Пройден ли путь из былого?
Сквозь неизбежность разлук
Зреет – несказанным – слово:

Дорого имя твоё.*
Память – дороже, чем небыль.
…И золотое копье
Плавит закатное небо.

01.03.2011, Сургут

(*) Esselya na melima nin oiale, в смысле.

Самое последнее в подборке. Судьба снова отыгрывается судьбой, гастроли ноября 2011, Иркутск – Усолье, все заканчивается, но мы этого еще не знаем, все начинается, но мы тоже этого не знаем, и за три дня в Иркутске не успеваем ни на кладбище бывшего Знаменского монастыря, радом с которым живем, ни в дом-музей Волконских, потому что 5 часов разницы во времени и 3 дня на город – это жестко, не делайте так, как мы, если у вас будет выбор,:) ни на Байкал, и я уже (и еще) не помню, что за город – Усолье Сибирское, кто жил в Тельме (бело-синяя церковь из стихотворения), ночная поездка по трассе Усолье-Иркутск тогда кажется единственной в жизни, и мы больше никогда (это же ясно) сюда не вернемся. Мы и не вернулись, но я пока не буду зарекаться.

Городу года

Я не вернусь к Сибирскому Усолью,
Приземистому дому их культуры,
Пустынным перспективам и трамваям,
И церкви бело-синей на горе.
А дома длится пуд усольской соли,
И длится год невиданной структуры:
Прошел, остался, есть, незабываем, -
Рожденный в феврале и ноябре.

Я не вернусь, и вас туда зеленый
Ангарский не везет уже автобус,
Где будет справлен даже день рожденья -
В ночном пути над предпоследним днем.
...Обгоним вас в пути, и удивленно
Поймем, что мы другой купили глобус,
Где жизнь легка, где нет несовпаденья, -
И поселились на три дня на нем.

И там остался снег, Байкал и кедры,
А здесь - вся память с радостью и болью,
Весь смысл игры, вся бытия основа -
И к лешему года и города...
Я не увижу... ох, не только "Федру"!
А кто-то вовсе не видал Усолья.
И я его увижу вряд ли снова.
Да и не нужно - это навсегда.

30.01.12, днем

Это практически последние стихи по теме – после них еще два середины марта: «Меркуцио как астральный образ» и еще один, самый последний – обо всем сразу, не поймешь даже, точно ли оно театральное, но кончается вот так:
...Есть времена, оставленные всеми,
Есть души, населенные тенями,
И ясный свет из сердцевины ада...
Есть имена - не называй, не надо! -
Течет вода, наполненная днями,
Река Времен... Остановите время! -

Мы все тогда сойдемся - возле Рима.
1:25 12.03.2012

Остановимся пока на этом пороге.

Comments

( 9 подшито и пронумеровано — отправить запрос )
kemenkiri
Mar. 24th, 2015 12:50 am (UTC)
Заметки в самоцитатах
"И мир причудлив, как четвертый том."
О, да, ты не находишь, что "о, да"? Потому что много на свете четвертых томов...

"И до месяца мая
Так недолго осталось."
Я тогда это написала - и до самого мая боялась, чтобы в нем "по жизни" что-нибудь не стряслось... Сила слова, елки-палки.

И опять:
"Мне – спрашивать: зачем – все именно теперь,
К чему – те бездны лет, заполненные прочим?"

Вот да, страшно актуальный вопрос, впрочем -

"- …Ты только удержись, когда тебе ответят. "
(Ага, "В 92-м году мне это было неактуально", или как там это было сказано? ((с)совсем не Мышь))

...и образ трубы, который взялся там и уже не ушел. (С тех пор, впрочем, приобретя еще один вариант - трубящего слона!)

P.S. "не успеваем ни на кладбище бывшего Знаменского монастыря, рядом с которым живем, ни в дом-музей Волконских"
Ко второму - не все!;-) Зато к первому - ой, дайте мне забор, я об него побьюсь...
Что до Усолья - пока и правда нет повода. Но есть много хороших окрестных мест и помимо Усолья...

lr_eleran
Mar. 24th, 2015 11:03 am (UTC)
Re: Заметки в самоцитатах
Мышь,твои стихи волшебны.Искренне восхищаюсь.
Ты сохраняешь "хрустальную прозрачность" 90х,видно что написано "на потоке".
Как жаль,что я так поздно все это читаю...
kemenkiri
Apr. 4th, 2015 01:55 am (UTC)
Смущаюсь, но скажу
(А по-моему, если они уже написаны, теперь уже всегда не поздно;-)
naiwen
Mar. 24th, 2015 03:06 am (UTC)
Спасибо! Многого не знала или не помнила. И, как всегда, оно ведь много куда ложится.
"Есть такие, мой друг, времена,
В них труба без ошибки слышна, -
То ли ангел трубит, то ли ветер..."
fredmaj
Mar. 24th, 2015 03:10 am (UTC)
Вот еще и еще раз скажу: сколько же любви. Это к твоим, Змеик, многочисленным талантам еще один: талант вот так любить своих талантливых друзей:-) (вот же завернул, а?).
(а я, пока гулял по перекрестным ссылкам, заодно прочел твои посты про девяностый, стихи Тас и свое собственно про Бенволио:-), вот какой урожай-то.)

как сильно это до сих пор все - другой год и глобус, гастроли их сибирские - этот звон, этот голос трубы до сих пор слышен за каждым словом. Только теперь еще одно проступает: "я не вернусь" - я все надеюсь, что сила слова здесь не станет столь фатальной и мы все еще когда-нибудь... мы еще вернемся на тот глобус, где когда-то прожили целых три дня:-). О, да, мы все тогда сойдемся возле Рима.

да, зверька, про Мышь должна писать именно ты - не одна ты, но обязательно. По праву знания, со-участия и любви.
вот:-)

Edited at 2015-03-24 03:13 am (UTC)
kemenkiri
Mar. 24th, 2015 09:49 am (UTC)
...ну можно не возвращаться в Усолье. ровно из уважения к силе слова! Зато даже в Тельму - не обещали "не". Значит, можно!
hild_0
Mar. 24th, 2015 08:59 pm (UTC)
Спасибо вам огромное, Змеи!
istarni
Mar. 25th, 2015 12:10 am (UTC)
У меня давно стих "про трубу" занесен в избранное и читается - говорит - *про все* - про Бога, человека, конец времен, место человека в мире и его, человеческое, дело, малых нас и огромную вселенную, в которой внезапно проявляется гармония там, где ее до этого и не видели…"Ты только удержись, когда тебе ответят…"

А последнее, про время и Рим - вообще не помню, и как же хорошо, что оно у тебя в этой подборке и повод прочитать. Вот уж точно; и это - про все сразу, и главное - про грядущую встречу…И все-таки Река Времен - какой огромный, какой точный и правильный образ. Спасибо Мыши за стих)
lubelia
Mar. 28th, 2015 07:46 am (UTC)
Спасибо!
( 9 подшито и пронумеровано — отправить запрос )