?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...

Сегодня в новостях: умер Юрий Николаевич Афанасьев: http://newsru.com/russia/14sep2015/afanasiev.html
Из сообщения: доктор исторических наук, академик РАЕН, общественный деятель и основатель Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), автор вошедшего в анналы истории устойчивого словосочетания "агрессивно-послушное большинство".
81 год, большая жизнь. Целый день пытаюсь понять, что могу сказать о человеке, которого, если помнят, то помнят как автора "агрессивно-послушного большинства"?
Что мне сказать ему вслед: создателю РГГУ, могильщику и гонителю МГИАИ, института, который я закончила, "прорабу перестройки" (с), яростному стороннику булонской системы - что?
Он стал ректором МГИАИ (историко-архивного института) в самом конце 1986 года, сменив на этом посту товарища Красавченко - очень пожилого, очень нечистоплотного и очень неприятного человека, как раз на стадии апогея противостояния студентов и ректората, вызванного бесконечными задержками ввода в строй нового общежития в тот момент, когда в старом, аварийном здании жить уже было нельзя, оттуда выселяли.
Через две недели (или даже меньше) после смены ректора недостроенное общежитие волшебным образом достроилось - правда, со студенческим субботником по приведению в порядок территории (но никто не спорил, все были только за что-то все-таки сделать) и еще неработающими лифтами, но это были такие мелочи по сравнению с жизнью в крысятнике, что их никто не заметил. Еще через две недели он ввел свободное посещение для всех курсов, кроме первого (мы были на втором).
Популист - скажете вы. Может быть. Мера оказалась удивительно полезной, потому что учила ответственности и навыку организации труда и собственного времени. Кого-то, наверное, не научила - ну так, вероятно, им и не надо было учиться в нашем вузе. (Думаю, что в технических вузах такая система невозможна и даже вредна, но у нас - нет, как раз напротив.)
Но ярче всего, сильнее всего помнится не это, а "четверги", "Исторические чтения". Раз в месяц по четвергам в лекционную аудиторию на Никольской приглашался известный ученый гуманитарной специальности с лекцией, тему которой он выбирал сам. Вход свободный, что для студентов, что для гостей с улицы (впрочем, вход тогда везде был свободный, а охраняла нас вахтерша с крупной рыжей дворнягой Джулькой:)).
"Четверги", "большая наука", приходившая к нам просто так, раскрытые окна, люди, сидящие на подоконниках и стоящие в проходах, Лотман, Аверинцев, Лихачев, Гуревич - и многие другие, кого я сейчас не могу вспомнить.
Лотман - совершенно белый, с длинными волосами, в квадратной профессорской шапочке с кисточками. Мне лет 20, я еще не очень в курсе, какую уймищу глюков он породил в моей специальности, и в моей памяти это две отдельные плоскости: "Декабрист в повседневной жизни", с которой я не устану воевать, и лекция о европейской охоте на ведьм 16 века, которую он тогда читал, и которую я помню до сих пор и актуальность которой не утрачена до сих пор. Тихий голос, ясная, внятная речь, толпа в аудитории старается ничем не шуршать. Как раз на этой лекции мы познакомились с В. Новодворской и попали потом к ним на семинар.
Аверинцев - очень смущающийся, не знающий, что и как рассказать так, чтобы было понятно самой широкой аудитории, видно, что совсем не преподаватель, кабинетный ученый. Гуревич, прочитавший одну лекцию и оставшийся почасовиком на два года, да-да, "тот самый" Арон Яковлевич Гуревич, который скандинавские саги, "Категории средневековой культуры" - он читал нам спецкурс по историографии школы "Анналов", заодно как-то незаметно сформировав нам научное мышление, тихий, улыбчивый, очень спокойный, интеллигентный, страшно близорукий (не уверена, различал ли он нас, своих студентов - он ведь нас толком не видел) вроде бы никак особенно себя не позиционировавший (великий ученый, мировая величина - нет, ничего такого): 20 человек слушателей, чуть ли не пятая пара, "скворечник" (лекционная аудитория под самой крышей, на третьем этаже). И что мне вроде бы школа "Анналов" - историки, занимавшиеся европейским средневековьем на материале источников, которых у нас и в помине никогда не было, но своими учителями в профессии я считаю его, давшего мне основу представлений о прошлом как о пространстве, отделенном от нас и самих возможностях его познания, и Татьяну Петровну Коржихину, которая читала нам историю государственных учреждений и общественных организаций СССР. Где я и где советские госы - но честности и научной добросовестности учила она.
... Мы были последними выпуском, в дипломах которых написано "поступил в МГИАИ, закончил МГИАИ". За это время наш ректор успел стать народным депутатом СССР, потом случился август 1991 года, и на волне передела собственности КПСС здание бывшей Высшей Партийной школы на Миусской площади досталось МГИАИ, прекратившему на этом свое существование. РГГУ, занявший его место и фактически выдавивший институт на свои задворки - не наследник и не производная МГИАИ, но осенью 1991 еще мало что было понятно.
Впрочем, понятно стало довольно быстро. Сначала РГГУ забрал себе институтскую библиотеку, причем масса редких книг куда-то делась при перевозке.:( А потом по выступлениям Афанасьева на ученых советах стало ясно, что МГИАИ (и даже ИАИ как структурное подразделение в рамках РГГУ) его не устраивает, потому что специальное образование - это зло и лженаука, а выпускать вуз должен "кого-то", уча вообще, не давая никакой профессии. Борьба за историко-архивоведение шла долго, следующие лет 10 по меньшей мере, и это при том, что специальность в 90-е годы внезапно оказалась востребована: всякие "Рога и копыта", во множестве открывшиеся, вели, разумеется, свое делопроизводство, но понятия не имели, как организовывать его учет и хранение, к которому их обязывало законодательство.
Свято-Тихоновский институт, в который ушли не нашедшие общего языка с Афанасьевым преподаватели, открыл у себя специальность "архивоведение", некоторые его выпускники даже работают у нас, а вот куда устраиваются выпускники соответствующих кафедр того, что осталось от нашего института, я даже не знаю.
Еще 10 с небольшим лет Афанасьев оставался ректором РГГУ, потом ушел. Говорили, что он брал несметно взяток. Говорили, что он ненавидит старый преподавательский состав МГИАИ. Вспоминали, как на одном из ученых советов еще в конце 80-х упомянутая мной Т.П. Коржихина назвала Н.Басовскую, тогдашнего проректора, ярую сторонницу Афанасьева, "любимой болонкой королевы" (она светловолосая и кудрявая, чем-то и правда похожая на болонку). Говорили, что Коржихина раньше всех поняла, чем все закончится.
Наконец, вспомнили и предшествующую карьеру Афанасьева: должность проректора в Высшей комсомольской школе, членство в редколлегии журнала "Коммунист", докторскую диссертацию на тему "Историзм против эклектики: Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии" - да-да, все правильно, диссертация посвящена разоблачению антинаучной сущности школы "Анналов", говорили, что досталось там заодно и А.Я. Гуревичу, но тут не буду врать, я не читала этого труда. Нет, он не был "вынужден", никто, конечно, не заставлял его выбирать эту тему, но показательно, что карьеру сделал он, а не Гуревич. (Снова и снова вспоминаю наши занятия в "скворечнике" - как они, по меньшей мере научные оппоненты, разошлись друг с другом? Кажется, Гуревич остался потому, что мы ходили и просили, чтобы он читал нам, что мы готовы слушать его сверх программы, вне расписания, лишь бы он только читал...)
Что же остается? Что я скажу?
Не знаю. За разрушение профессионального образования, все сделанное и сказанное будет ответ - собственно, он уже наступил.
Оглядываясь назад, я вижу распахнутые навстречу майскому дню окна аудитории № 6 и людей, сидящих на подоконниках, профессорскую шапочку Лотмана и улыбку Гуревича, надежды, которым не суждено было сбыться. "Я получила лучшее в мире высшее образование", - написала недавно моя сокурсница, Марина Фокина. В те четыре года, с 86 по 90-й, о которых я пишу, на гребне волны оно было воистину лучшим, и не благодарить за это я не могу, мне горько, что этой вершины, этой славы ему оказалось недостаточно - или ему нужно было что-то иное.
В остальном - Господь судья, ничего больше не прибавлю. Я буду помнить раскрытые окна.

Comments

( 30 подшито и пронумеровано — отправить запрос )
indraja_rrt
Sep. 14th, 2015 07:53 pm (UTC)
...Побеседовала вот у радио: на весть, что умер, я и спросила - а кто он был? Мама сказала: "Наш друг".
odna_zmeia
Sep. 14th, 2015 07:59 pm (UTC)
Смотрела сегодня википедическую статью - да, у него литовская награда даже есть, похоже, вокруг событий у телецентра.
(no subject) - indraja_rrt - Sep. 15th, 2015 05:52 am (UTC) - Expand
intent_reader
Sep. 14th, 2015 08:02 pm (UTC)
Что ж за день сегодня...
http://www.colta.ru/news/8503

odna_zmeia
Sep. 14th, 2015 09:17 pm (UTC)
Господи, молодой какой...:(
hild_0
Sep. 14th, 2015 08:13 pm (UTC)
Спасибо.
...Ты видела Гуревича. Офигеть.
odna_zmeia
Sep. 14th, 2015 09:18 pm (UTC)
Да.:) Мне даже посчастливилось два года у него учиться.
(no subject) - hild_0 - Sep. 14th, 2015 10:21 pm (UTC) - Expand
vasilisk_
Sep. 14th, 2015 08:22 pm (UTC)
Ты лично знакома с Новодворской. Офигеть.
odna_zmeia
Sep. 14th, 2015 09:20 pm (UTC)
Да.:) Это получилось в общем-то совершенно случайно и ненадолго, но некий довольно внятный опыт мы с Раисой в процессе получили.
mrs_mcwinkie
Sep. 14th, 2015 08:43 pm (UTC)
Спасибо, совершенно неизвестный пласт для меня. Афанасьева знала только как депутата. Вот тогда. И он был очень хорош.
odna_zmeia
Sep. 14th, 2015 09:25 pm (UTC)
Его же тогда вся страна знала, по телевизору трансляции шли.
Мы им гордились, собственно, тогда с той точки, откуда было видно нам, никаких теней видно не было - нас ведь не приглашали на ученые советы. Потом мы закончили институт, у меня были друзья, работавшие в институте уже как преподаватели, и вот тогда картина несколько поменялась.
Мне горько, что все вышло так, как вышло, но в сухом остатке это были лучшие годы моей жизни, и я за них благодарна всем моим учителям - и ему тоже...
boldogg
Sep. 14th, 2015 08:47 pm (UTC)
Хочется прокомментировать, а как-то и нечего сказать.

В общем, я прочитал, это было интересно. И сам материал, и просто пишешь ты хорошо.
odna_zmeia
Sep. 14th, 2015 09:32 pm (UTC)
Спасибо.:)
lubelia
Sep. 14th, 2015 08:54 pm (UTC)
Спасибо.
fredmaj
Sep. 14th, 2015 09:12 pm (UTC)

Знаешь, главное - кроме прочего, да:-) - что в памяти остались это открытые окна...



Edited at 2015-09-14 09:13 pm (UTC)
odna_zmeia
Sep. 14th, 2015 09:27 pm (UTC)
Это еще и особенности моей памяти - сразу встает все: краски, звуки, запахи. Мне кажется, что я и сейчас слышу шум улицы из тех окон...
alla_hobbit
Sep. 14th, 2015 09:42 pm (UTC)
Хорошо, что тебе повезло, и жалко, что все так кончилось...
odna_zmeia
Sep. 14th, 2015 10:12 pm (UTC)
Да, повезло. Все так.
kemenkiri
Sep. 15th, 2015 12:00 am (UTC)
Я буду очень неоригинальна - приду поблагодарить тебя за то, что написано. Я слышала от тебя про эти лекции - теперь буду связывать их еще и с этим человеком.

...наверное, это всегда трудно: удержаться на гребне волны.

И да, совсем о другом - а почему ты думаешь, что свободное посещение неприменимо к техническим дисциплинам? Более четкая сцепка, когда без предыдущего этапа не усвоишь следующий?
indraja_rrt
Sep. 15th, 2015 05:27 am (UTC)
...встряну: к лабораторным занятиям оно точно не применимо. Даже не помню, так уж ли обязательно у нас было посещение лекций, но вот лабораторные - другое дело, так как чтением чего угодно этого не заместить.
(no subject) - odna_zmeia - Sep. 15th, 2015 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Sep. 15th, 2015 10:21 am (UTC) - Expand
naiwen
Sep. 15th, 2015 02:40 am (UTC)
вечная память.
Да, человек многозначен и многомерен...
urfinwe
Sep. 15th, 2015 04:19 am (UTC)
Очень интересно было прочесть, спасибо.
anoriel
Sep. 15th, 2015 05:33 am (UTC)
Интересные были времена...

И у вас там был Гуревич, надо же :) В смысле, в нашей науке тоже есть. :)
odna_zmeia
Sep. 15th, 2015 10:22 am (UTC)
О, так это же страшно распространенная фамилия, у меня коллега тоже Гуревич, но ученых в родне не было, только инженеры.:) Они везде.:)
aywen
Sep. 15th, 2015 12:32 pm (UTC)
Да, это было интересно почитать.
Для меня эта тема с Афанасьевым и РГГУ была где-то на границе информационного поля.
Талантливые люди часто непросты и неоднозначны.
И много ошибок было в 90-е так сделано - делаем как лучше, потому что старое плохо - и выкидываем и то хорошее, что в старом было.
odna_zmeia
Sep. 15th, 2015 12:42 pm (UTC)
Да, увы, разрушить и выкинуть гораздо легче, чем выстроить заново. В нашей специальности можно, конечно, работать без профильного образования, но с гораздо большими усилиями и гораздо худшим результатом.
У нас иногда горько шутят, что после того, как на пенсию уйдем мы, наш отдел просто закроется - потому что некому будет работать.:(
uliaushuk
Sep. 25th, 2015 07:19 pm (UTC)
Про Афанасьева громко было в перестройку. А потом я как-то и забыл о нем. У Вас прочитал и вспомнилась фамилия.
А Гуревича читал. Читал с огромным интересом, хоть он был совсем не по профилю мне тогда. И сейчас читаю. И цитирую. Не знаю, будет ли когда-нибудь интересовать карьера Афанасьева, а Гуревич был и остается Гуревичем - живым и по-прежнему имеющим что-то сказать тебе нужное.
( 30 подшито и пронумеровано — отправить запрос )