?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Добрые друзья вдумчиво подошли к выдаче мне дат для флуда.:) Начну я, пожалуй, все-таки по хронологии, поэтому сейчас 1990 год от Фреда. Весь не влез, пока первая половина.:)
Бывают годы, которые помнишь по месяцам, бывают даже по дням. 1990 – очень долгий год, счастье все же, что по дням я помню его не весь.
Как бы еще рассказать так, чтобы получилось более-менее понятно всем читателям?
Мне 21 год, я заканчиваю институт, и как раз имеет место быть моя последняя сессия.
Ну… сначала мы его встречаем, новый, 1990-й год – у меня дома, большой компанией, которая за ночь то сползается, то расползается по углам, то пишет письма, то импровизирует под Жарра, но я лучше не буду больше ничего говорить – Юлька уже давно написала об этой ночи вот здесь, прокрутить до записи Ю.Ч. 6 января 1990 года:).
О следующих за этой ночью некоторых других днях и ночах января и февраля там же написано еще немало, мной и другими, если вдруг кому-то будет интересно, можно прочесть. Сайт называется «Легенда о Юго-Западе» («мы себя в легендах вскоре ненароком обнаружим» (с) (не уверена в точности цитаты) - название мне до сих пор странно, но, наверное, 18 лет назад, как моем случае – уже легендарные времена).

Я отвлеклась, пока еще январь, и 7 января мы первый раз празднуем Рождество – кажется, это был первый год, когда Рождество стало государственным праздником. Мы сидели ночью в гостях, пили домашнюю клюковку, ночью же вернулись домой, а вечером 7-го позвонила Ленка: «Оля умерла». Оля, Ольга Васильевна Авилова, актриса, родная сестра Виктора Авилова. Ей было 32 года.
Там, куда я вас посылала,:) об этом тоже есть, а здесь не место – потому что о другой, чужой жизни, а я вроде бы пишу о своей. Наша тогдашняя жизнь, тогдашнее мировосприятие было буквально пронизано ощущением трагизма, причастности к чему-то значительному, необходимостью и важностью этой причастности. Мы воспринимали жизнь как сюжет трагедии, а себя самих – играющими предназначенные для нас роли. С тех пор многое изменилось, но и 18 лет спустя я продолжаю думать, что тогдашнее восприятие своего места в событиях было скорее верным.
10 января, похороны, битком набитая людьми только что возвращенная верующим церковь Михаила Архангела в Тропареве, падающие в обморок женщины, машины на проспекте Вернадского, останавливающиеся, чтобы пропустить колонну людей, цветы на сцене, голос Леши Мамонтова, тогда тоже актера театра: «Прости нас, Оля, мы изменили себе»; мокрый снег на Востряковском кладбище, народ, как-то сам собой собравшийся у нас к вечеру этого дня – должно быть, чтобы не сидеть в одиночестве.

Хватит, наверное.

Вечер 11 января, завтра у меня экзамен по предмету, смысл и содержание которого от меня и моих сокурсников как-то ускользнул. Предмет назывался «ОНИ и ИПС» (только не спрашивайте, кто эти они, ОНИ – это организация научной информации:)). Словом, предмет был темен, ни научная информация, ни родственные ей, видимо, ИПС в голову мне не лезли, а преподаватель – нервен, злобен и взвинчен, злые языки поговаривали, что он на грани вылета из института, что доброты ему, естественно, не прибавляло. Я пытаюсь учить, Людка тоже пытается учить, но больше рассказывает о своей новой теории всего.:) Теория гласила, что животные лучше людей.:) (То было время, когда великие теории всего приходили в голову чуть ни не каждому второму из наших. То время давно прошло.:)) Не знаю, почему я помню именно этот разговор – может быть, просто потому, что вообще предельно четко помню те дни.

На следующий день на экзамене я с позором не дочитала оглавление учебника и списала не тот раздел.:) Выяснилось это уже при ответе преподавателю, и, как следствие - ликующуая фраза однокурсника, Олега Матвеева: "Наташа, у тебя слабая тройка, а у меня - твердая!":)
Остаток сессии больше ничем особенным не запомнился, и это, наверно, к лучшему - вспоминая сейчас себя-тогдашнюю, я чую легкий запашок безумия - ну или некой странности по меньшей мере.:)

Остаток зимы, весна - без дат, только пунктир.
12 февраля - последний из пяти дней старого Юго-Запада, и здесь я не буду о них писать - мы стреляем билеты на "Калигулу" патрулируя окрестности овощного магазина. Снег уже почти стаял, сухая грязь и сухой же асфальт. Больше в ту зиму снег уже не выпал. 8 февраля мы со Стасей не попали на "Мольера" (который там, по ссылке) - было еще холодно и как-то... отчужденно, словно я лишняя тут, что мне и не надо там быть (мы все играем роли, да), а 12-го я все-таки попала на последнего "Калигулу" - и зрители висели чуть ли не гроздьями на арматуринах, высовываясь из самых неожиданных щелей, и приступ телепатии прямо на спектакле (да, это так и есть, как профессор Толкиен в "Осанвэ-кенте" рассказывает, но я этого еще не знаю), и эпоха кончается; это очень трудно - видеть, как она кончается, к счастью, не зная, что процесс гораздо шире, и касается не только одного отдельно взятого театра.
Та же весна, тот же смысловой поток - "Киносерпантин" с В.Авиловым, "Дракон", монолог Ланцелота конца второго действия: "Жалейте друг друга!... Это правда, это самая чистая правда, которая есть на земле..."; всякий способный отличить ложь от правды, услышав его, тоже скажет, что это чистая правда, какое счастье, что Ольга Федорова успела записать его, хоть прямо на микрофон с телевизора. "Маскарад", питерский телефильм по Лермонотову, Авилов в роли Арбенина; "Я не могу любовь определить, но это жажда страшная - любить..." (я до сих пор мысленно слышу этот голос) - и на 20-й минуте фильма телевизор черно-белый "Экран" 1976 года рождения пустил струю вонючего жирного дыма и скончался (и с тех пор у меня так и нет телевизора - да и зачем он нужен на самом деле-то?:)).

Та же весна, другой поток - диплом. Диплом, увы, рождался в муках. На источниковедении (дисциплине, по которой я защищалась) для утверждения темы дипломной работы требовалось предъявить комплекс документов, а комплекс у меня ну никак не образовывался. Я постепенно впадала в странно каталептическое состояние - вплоть до признания научному руководителю, что не собираюсь защищаться, а хочу взять справку об окончании института. Л.Н. Простоволосова пришла в ужас и заставила писать по тому, что есть. Текст не лез, роды были трудные, особенно не вдохновлял пример Ладки, защищавшейся у того же научного (она переписала диплом полностью один раз и еще полраза его частично переделывала. Текста там было около 200 страниц.:)). Ольга Кандрамашина гуляла по квартире с полотенцем вокруг головы (утверждала, что ей так лучше думается), на секретере и на полу вокруг, где она работала, лежали рукописные тексты, разрезанные на полоски, окончательный текст диплома из них склеивался - в прямом смысле этого слова. За месяц до защиты я поняла, что перестаю спать, а если засыпаю, то вижу во сне кошмары. В качестве снотворного пробовали использовать водку - рюмку на ночь. Пару раз даже помогло.:) Где-то в эти дни Ольга принесла обретенного на переходе между "Лубянкой" и "Кузнецким мостом" котенка, серого в полоску. Назвали Витей.:) Голодный котенок бродил по населенной безумцами квартире и изнывал. Мы были скучные, мы с ним не играли, мы старались его кормить (правда старались!), но, наверно, не очень знали, как и чем, и варили ему минтай. Лотка он не признавал, и естественные нужды справлял принципиально под кроватью.:)

Еще мы ловили глюки (исторические глюки:)) - но еще не знали, как это называется, мы и слова-то этого не знали, писали на двоих первое в череде некоторых других историко-глюколовское произведение (как раз тогда я поняла, что могу сделать описание или внутренний монолог героя, но напрочь пасую перед громадой сюжета:)), еще в городе Москве, оказывается, цвели каштаны - на Воздвиженке у Ленинки, в сквере на Таганской площади (его больше нет, этого сквера, там стройка, и каштанов уцелело, может быть, два), и Ладка однажды принесла от Ленинки сладко пахнущую розовую "свечку".
Июнь. Текст диплома набран на 3-х (трех:)) пишущих машинках - моей, Ольги Федоровой, Стаськиной. Вечером дня накануне защиты (Бобер, я знаю, ты оценишь!), когда я привезла его на рецензирование научной (оценил, да?:)), она листала текст и восхищалась разнообразием шрифтов. Мне было чудовищно стыдно - даже не за задержку сроков, а за туфту, которую я предлагала в качестве диплома - пресловутый "комплекс" был явно высосан из пальца.
Защита. Тема моя (уф, придется признаться:)) была свезана с декабристом П.Пестелем. За время учебы я успела привыкнуть к тому, что это имя с огромной долей вероятности спровоцирует дискусиию, уж больно спорный персонаж избран для защиты (защиты имени, если хотите, не только защиты диплома).
В общем, мне повезло - слабая или нет была источниковедческая глава, мы так и не выяснили, потому что оппоненты мои (а оказалось их в зале ой как немало, и все ученые с серьезными именами, к счастью, я часть сослепу не признала, а другую часть впервые лично видела:)) перешли в решительную атаку, мне нужно было стоять насмерть (а куда еще деться-то?:)), и тут я снова отличилась, произнеся доктору исторических наук, специалисту по истории русского либерализма Шацилло фразу: "Подождите, дайте мне сказать", - повергнув аудиторию в щенячий восторг и несколько смутив самого Шацилло (и что они так смеялись, фраза как фраза, если он мне вопрос задает, то пусть уж даст возможность на него ответить!). Защитилась я на "5" - подозреваю, что сама работа заслуживала куда более низкой оценки. Дискуссия еще продолжалась на лестнице: Е.П. Старостин кричал мне с площадки третьего этажа (я была уже на втором): "А все-таки вы неправы!" "А все-таки я права!" - отвечала я ему с облегчением.:) Потом ко мне подходили какие-то незнакомые люди, спрашивали, правда ли, что я сказала Шацилло вот это самое, и почему-то жали мне руку.:)

Аспирантура, разумеется, накрылась - специалистов по моей теме в институте не было, а когда Простоволосова подошла к тому же Старостину и спросила про своих студенток, он, видимо, вспомнил меня и вскричал: "Нет, нет, они все спорят и все опаздывают!"
Последний раз мы собираемся всем курсом - на получении дипломов. Басовская: "Вы все равно возвращаетесь сюда - возвращаетесь аспирантами, возвращаетесь преподавателями..." Очень мало кто из нас на самом деле вернулся, считанные люди, может быть, двое или трое - из 100 человек курса, самого большого набора на факультет в истории института. Ветер перемен набирал силу, у нас было слишком мало шансов сделать научную карьеру - но это тоже другая история.
Многие плакали. У нас учились люди со всего Союза, и мы были последним годом, когда еще действовала система распределения. Ребята, вырвавшиеся из глухих углов, за пять лет успели увидеть совсем другую жизнь, успели привыкнуть к ней. Почти никто не хотел возвращаться. Очень многие вынуждены были вернуться - найти тогда работу в Москве без прописки было чудовищно трудно.
Это я потом читала, что заканчивать институт еще и потому так трудно, что к пятому курсу студент наконец выучился учиться и почувствовал вкус к этому, и вот теперь все завершено, и этот навык не нужен.

Вечером мы отмечали нашу защиту. В качестве спиртного Вика принесла спирт (она к тому времени уже год как работала, и была она - вы только представьте себе! - компьютерщиком, и на работе им выдавали спирт для протирки компьютеров, а они разводили его вареньем и пили) - давайте разведем, мы всегда так делаем! Дело в том, что продукты в столице нашей родины к этому времени стали потихоньку исчезать с прилавков, и со спиртным уже были трудности. Ну мы и развели - яблочным вареньем. Через час я лежала на кровати, а напротив меня на диване лежала Вика и рассказывала, что очень хочет спать. А дальше наступило утро.:) В общем, все прошло очень мирно и без дебошей, жаль только, что так быстро.:)

Конец июня? Начало июля? В здании МХАТа в Камергерском переулке спектакль Питера Штайна "Три сестры". Весь столичный бомонд тут, и мы тоже тут:) (как не посмотреть?). Начинается спектакль, на авансцену выходит Ирина, простирает в зал руки и призывно восклицает по-немецки: "Арбайтен! Арбайтен!" Потом появляется Тузенбах, он в военной форме с эполетами (?) и с саблей на поясе. Я начинаю понимать, что переоценила свои силы - голова пустая и легкая, как воздушный шарик, никакое мыслительное усилие, никакое вообще усилие я совершить не могу, и хочу сейчас одного - пойти домой и там лежать. Что мы и осуществили, уйдя в антракте.
Где-то в те дни я взвешивалась - оказалось, что вешу 42 килограмма (до защиты - 48:)).

Июль. Перелом. Борьба за существование, уже начатая в июне поисками легального жилья и работы для наших немосквичей, пока успехом не увенчивается.
Хочется все-таки отдохнуть, и мы уезжаем в Кап.Яр, военный городок в Волгоградской области, где служил тогда Ладкин отец. Пыль, полынь, сплошная полынь, ковры полыни на газонах, жара - как положено в июле в Волгограде. Мне все время холодно (мне уже полгода холодно, и температура на улице почему-то мало что в этом меняет). Еще меня загрызает экзема, кажется, целой кожи на ладонях вообще не осталось. Меня пытаются лечить - врач приходит в ужас и сразу прописывает гормоналку, уколы. Борьба за существование на самом деле только начинается. Мне холодно, я хочу домой, в свою нору, где я могу закрыть за собой дверь, и меня никто не тронет, я не могу вести эту борьбу, я ее проиграю, я слишком слабая. Я не могу ее не вести, потому что я не могу жить так, как диктует мне реальность и окружающая среда. Через две недели, когда кончился курс лечения, я вернулась в Москву. ... Поезд отплывал от станции "Капустин яр", железный станционный сарай исчез в степи, я все ревела и не могла успокоиться, и соседка по купе спросила меня: "Что, с мамой прощалась?" Нет, не с мамой - я думала, что с прошлым, но потом поняла - с юностью. Если я залезу в бумажный дневник, то даже смогу сказать, какого именно числа, но это не так уж важно, я и тогда, в поезде, точно знала, что именно закончилось.

Comments

( 85 подшито и пронумеровано — отправить запрос )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
anoriel
Feb. 4th, 2008 07:21 pm (UTC)
Правильно, так их надо, этих докторов. :) Респект, Змеи :)

До чего ж жизнь у тебя интересная, пиши еще. :)
odna_zmeia
Feb. 4th, 2008 07:56 pm (UTC)
Доктора помогли, как ни смешно.:) А многое другое вокруг до сих пор вызывает судорогу при воспоминании...
(no subject) - fredmaj - Feb. 4th, 2008 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 4th, 2008 08:02 pm (UTC) - Expand
murmyak
Feb. 4th, 2008 07:32 pm (UTC)
Спасибо! Буду с нетерпением ждать еще. Ты замечательно пишешь...
hyalma
Feb. 4th, 2008 07:35 pm (UTC)
Да, 90-й год встал перед глазами как живой...

У меня, честно говоря, вообще не хватило духу участвовать в этом флешмобе :-)
odna_zmeia
Feb. 4th, 2008 07:52 pm (UTC)
Да, я написала только полгода, а уже как-то странно пыхчу. Чудовищно затратно оказалось, даже не думала, что будет так - а теперь не смогу остановиться, не закончив, рвется наружу.:(
Как много я, оказывается, помню, сколько еще не вошло... Сейчас остро пожалела, что так толком и не отсканировала слайды с дня рождения Ольги Федоровой - мы никогда ни до, ни после не получались так хорошо.
Надо попробовать вот прямо завтра отдать их к нам в реставрационную лабораторию.
... оказывается мы на самом деле ничего не забываем.
(no subject) - heithell - Feb. 4th, 2008 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - murmyak - Feb. 4th, 2008 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 5th, 2008 12:14 am (UTC) - Expand
estera
Feb. 4th, 2008 07:40 pm (UTC)
Спасибо, Натали. А просить год не буду - я еще два задолжала.
fredmaj
Feb. 4th, 2008 07:43 pm (UTC)
Странно оно _читается_ До последнего абзаца - легко, именно так - потому что очень вживает в себя - и просто разворачивается , как панорама или свиток - живет и движется... а финальный - очень мощная такая встряска, как по лбу.
Спасибо, на самом деле.
и - давай, продолжай, да:-)

а, кстати, мне тоже можно дать год:-)
odna_zmeia
Feb. 4th, 2008 07:53 pm (UTC)
1992-й.:)
Уплоз продолжать.:)
(no subject) - fredmaj - Feb. 4th, 2008 07:59 pm (UTC) - Expand
firnwen
Feb. 4th, 2008 07:55 pm (UTC)
Ой, Змеи...
odna_zmeia
Feb. 4th, 2008 08:03 pm (UTC)
Ну... э... (ковыряя тапочкой пол).:))
(no subject) - firnwen - Feb. 4th, 2008 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 4th, 2008 11:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - firnwen - Feb. 5th, 2008 05:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 6th, 2008 11:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - firnwen - Feb. 6th, 2008 11:37 pm (UTC) - Expand
helegnor
Feb. 4th, 2008 08:18 pm (UTC)
Ты очень здорово пишешь. Зримо так...И вообще.
Слушай, а выдай и мне год:)
odna_zmeia
Feb. 4th, 2008 11:44 pm (UTC)
Ты плюс-минус ребенком себя помнишь? Ну понятно, что помнишь, я имею в виду так, чтобы написать? Напиши про 1998-й, а? Интересно, как другие видели это время...
heithell
Feb. 4th, 2008 08:27 pm (UTC)
Насколько странно, непривычно это читать. Мне через год универ заканчивать, а у тебя все это было, когда я еще и себя-то только-только помнить начала...
grachonok
Feb. 4th, 2008 09:01 pm (UTC)
Хэйтелл, +1 - см. мой коммент ниже:).
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 5th, 2008 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - heithell - Feb. 6th, 2008 01:49 pm (UTC) - Expand
grachonok
Feb. 4th, 2008 08:59 pm (UTC)
Ну и кто говорит, что меня мало?:)

Так... пронзительно и так интересно... Хочется дальше:).

И так странно отдавать себе отчет, что вот у меня тем летом был выпускной в детском саду, и еще только посажены те гладиолусы, с которыми я первый раз пойду в школу:).

ЗЫ При желании мне тоже можно выдать год:).
odna_zmeia
Feb. 5th, 2008 12:11 am (UTC)
2000-й.:)
на самом деле тяжело было писать, я перед Анориэльским заказом пожалуй денек выдохну. Ну да 2004-й год должен легче пойти.:)
eregwen
Feb. 4th, 2008 10:09 pm (UTC)
Дальше..
odna_zmeia
Feb. 5th, 2008 12:08 am (UTC)
Ну да, там вот выше лежит...:)
galenven
Feb. 5th, 2008 12:13 am (UTC)
Спасибо...
naiwen
Feb. 5th, 2008 03:58 am (UTC)
от девяностого года у меня остались совсем другие воспоминания... это было время, когда мы с тобой как-то мало пересекались. Я не стала участвовать во флеш-мобе, потому что поняла, что если мне дадут какой-нибудь такой год, я буду не способна написать откровенно. Только что-нибудь общее, вроде "защитила диплом" или "поступила на работу", и про то, что вообще годы с 1990 по 1993 были очень тяжелые.
odna_zmeia
Feb. 6th, 2008 10:33 pm (UTC)
Граница откровенности все равно остается - даже если сунуть пост под замок (а смысл ли?). И есть годы (92-й, скажем), про которые я бы тоже затруднилась написать - и люди все еще тут, и у самой язык не повернется.
Но здесь я старалась "соблюсти меру".:)
falathil
Feb. 5th, 2008 12:34 pm (UTC)
Завидую твоей памяти, я вот очень плохо помню прошедшее, вернее, помню, но только самые, самые яркие моменты, и с очень слабой привязкой ко времени...

Затягивает, то, как ты пишешь.
odna_zmeia
Feb. 6th, 2008 11:05 pm (UTC)
Обычно есть какие-то ориентиры - поступление/окончание института, поездка куда-то, какая-то внутренняя последовательность событий.
НО я, конечно, далеко не все так подробно помню, скажем, середина 90-х у меня какая-то совершенно бесцветная и слипшаяся в один ком.:(
lr_eleran
Feb. 5th, 2008 02:26 pm (UTC)
Ну надо же! Мне Айлинон про театр на Юго-Западе много рассказывала.Она еще в школе училась - туда бегала.Не пересекались? :)
А я почти ничего не помню тогдашнего...Про Профессора,правда,уже слышала,запомнила,но не заинтересовалась :) Кажется,я тогда еще не потеряла работу,и мне приходилось совмещать ее с институтом...
_klio_sw
Feb. 5th, 2008 09:07 pm (UTC)
Хе-хе :) Они переписывались, но под другими никами. Так что "в темном лесу" могли потом не узнать друг друга...
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 5th, 2008 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 5th, 2008 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _klio_sw - Feb. 6th, 2008 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 6th, 2008 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _klio_sw - Feb. 6th, 2008 11:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 6th, 2008 11:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _klio_sw - Feb. 6th, 2008 11:43 pm (UTC) - Expand
hild_0
Feb. 5th, 2008 05:38 pm (UTC)
Почему-то подумалось,
Что Ты не так и на много меня старше.
1990 - предпоследний класс школы, объявление Независимости, страхи, с этим связанные, неопределенность... А пишешь Ты и правда очень здорово.
А что было с котом?
odna_zmeia
Feb. 5th, 2008 05:49 pm (UTC)
Re: Почему-то подумалось,
Погоди, разве Литва получила независимость в 1990-м, а не в 1991-м, с развалом СССР?
Не так уж намного, да. В наше нетривиальное время водораздел между поколениями проходит по 1980-му году. Родившиеся до (выросшие в одной стране) - примерно одного, те, что после - уже другого.
Re: Почему-то подумалось, - hild_0 - Feb. 5th, 2008 06:16 pm (UTC) - Expand
Re: Почему-то подумалось, - naiwen - Feb. 5th, 2008 06:45 pm (UTC) - Expand
Re: Почему-то подумалось, - naiwen - Feb. 6th, 2008 03:07 am (UTC) - Expand
Re: Почему-то подумалось, - naiwen - Feb. 7th, 2008 03:04 am (UTC) - Expand
Re: Почему-то подумалось, - naiwen - Feb. 6th, 2008 05:20 pm (UTC) - Expand
Re: Почему-то подумалось, - naiwen - Feb. 6th, 2008 05:38 pm (UTC) - Expand
Re: Почему-то подумалось, - _klio_sw - Feb. 5th, 2008 10:01 pm (UTC) - Expand
Re: Почему-то подумалось, - naiwen - Feb. 6th, 2008 03:04 am (UTC) - Expand
черт побери! ТЕЛЕЦЕНТР! - naiwen - Feb. 6th, 2008 05:27 pm (UTC) - Expand
Re: Почему-то подумалось, - naiwen - Feb. 6th, 2008 05:17 pm (UTC) - Expand
оффтоп - naiwen - Feb. 6th, 2008 05:33 pm (UTC) - Expand
Re: оффтоп - indraja_rrt - Feb. 7th, 2008 01:56 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 85 подшито и пронумеровано — отправить запрос )