?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из жизни РЖД, архивное

Давно тут ничего про работу не было - как-то тухло все, писать нечего, но вот вчера внезапно набежало.
Очередной побочный продукт поиска, на этот раз не то инженера Александровской (Московско-Брестской) железной дороги, покончившего с собой из-за аварии, не то запасного мастера той же дороги, с собой не кончавшего (потомки не могут выбрать из двух версий). Пока нашла запасного мастера на Нижегородской, прежде служившего на Московско-Бресткой (кстати, там была авария, т.е. несчастный случай на производстве, из-за которого моему герою оторвало палец), но пока эти два железнодорожных пути в один не сошлись, зато насыпалось много лишнего. Как я узнала из чьих-то заметок на обложке описи по личному составу Московско-Брестской ж/д, «депо - всегда служба тяги» (логично, они ведь имеют дело с тем, что по рельсам ездит). Но в основном служба тяги – это машинисты и помощники машинистов, так что вчера я провела полдня за чтением мартикулярных списков службы тяги вышеупомянутой железной дороги. (Мартикулярные списки – ближайшие родичи формулярных, содержат сведения о личности, образовании, семейном положении, прохождении службы, а также о всех наложенных взысканиях и поощрениях с датами, причинами и суммами, в которых они выражались.) Машинисты в те времена – категория квалифицированных, а потому высокооплачиваемых рабочих, но и штрафовали их нещадно, чуть ли не раз в месяц.
В общем, неудивительно, что я пока не нашла своего самоубийцу – оторваться от чтения оказалось нелегко.
Итак, то, что вы не хотели знать об РЖД, но боялись спросить, теперь узнаете.
Мартикулярные списки службы тяги Московско-Брестской (Александровской) железной дороги, 1870-1880-е гг.

Как вы думаете, за что обычно штрафуют машинистов и их помощников? За «быструю езду». Обычно – это примерно раз в месяц, как правило эти штрафы чередуются с штрафами за опоздание поезда, каким образом, я не знаю, зато теперь, кажется, понимаю, почему в окрестностях железных дорог такая частая причина смерти «задавлен поездом» - какой же машинист не любит быстрой езды?

Вот, например, жизненный путь одного помощника машиниста, принятого на службу в 1875 году; родился наш герой в 1842:
1875 г.
«За нечистку паровоза – 2 руб.
1877 г.
«За разбитие паровозного сальника – 10 р.
За опоздание поезда на 29 мин. – 2 руб.
За распущенность бригады – 15 руб.
За неявку к поезду – 25 руб.
1878 г.:
За допущение нагревания задней оси у паровоза – 5 руб.
За обрыв стяжной цепи у паровоза – 3 руб. /вообще обрыв стяжных цепей – почетное третье место среди причин штрафов/
За потерю масленника – 3 руб.
1879 г.:
«За нечистку паровоза – 3 руб.
1880 г.
За отлучку с паровоза во время маневров – 5 руб. /но как, как? на ходу прыгал?/
За самовольную отлучку с резерва – 15 руб.
За допущение течи дымогарных труб у паровоза – 5 руб.
За то, что, не раздеваясь, лег спать в дежурной комнате – 50 коп.
Уволен от службы за нетрезвое поведение и неисполнение служебных обязанностей за упущение по службе».
Через месяц вновь принят помощником машиниста /пожалели?/
1883 г.
«За невыдачу материала для чистки паровоза – 50 коп.» /а пошли вы со своим паровозом на...!/
За незнание правил инструкции паровозной прислуги – 3 руб.
1885 г.
«Уволен от службы за нетрезвое поведение». Через год принят на работу слесарем, исключен из списков за смертью – 1887 г.

Дальше россыпью про разных людей.
«За плохой уход за паровозом». /паровоз подал жалобу в общество защиты паровозов./
«За грязное содержание паровоза».
«За скорый выезд из сарая и повреждение ворот последнего» /где-то здесь должно быть «нетрезвость и битие в набат»/.
«За неравномерную езду» - встречается гораздо реже, чем «быстрая езда».
«За опоздание на 50 мин. без уважительной причины при следовании на перегоне Смоленск-Вязьма – выговор».
«За превышение скорости 2 раза – 2 внушения». (две последние записи – уже 1909 год, относятся к одному и тому же человеку)
«За отказ от производства маневров» /кстати, тоже довольно часто. «Не буду я двигаться, тебе надо ты и двигайся, а мне и здесь хорошо!»/
«За самовольную отправку с паровозом в Смоленск – 15 руб.» /видимо, накрыло охотой к перемене мест/
«За столкновение паровоза с вагонами на ст. Орша – 15 руб.»
«За неуместные свистки с паровоза».
Просмотрена одна книга из четырех. Пока имею два вопроса – как это все ухитрялось более-менее нормально ездить и сколько там еще подобного скрывается; и хорошо бы мне уже найти отца и сына Ролле, пока вся служба тяги не села мне на голову..

Comments

( 33 подшито и пронумеровано — отправить запрос )
lubelia
Aug. 24th, 2013 07:02 pm (UTC)
Так и представляю этот поезд, который неуместно свистя едет в Смоленск с неравномерной скоростью и нагретой задней осью...
odna_zmeia
Aug. 24th, 2013 07:20 pm (UTC)
Нагретая ось - это еще цветочки. Там попадается горящая букса (больше одного раза) - "За допущение горения буксы" и сход вагона с рельсов по этой причине.
(no subject) - nartin - Aug. 24th, 2013 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Aug. 24th, 2013 07:39 pm (UTC) - Expand
vasilisk_
Aug. 24th, 2013 07:12 pm (UTC)
А железные дороги в 19-м веке - это весьма круто, фактически передний край прогресса, как авиация в первую половину века 20-го. Соответственно, квалифицированных кадров не хватало и даже алкашей если выгоняли, то могли вскоре обратно взять - заменить-то особо некем.

Перед революцией, кстати, именно железнодорожный профсоюз, ВИКЖЕЛЬ, был самым влиятельным. Тоже по очевидной причине - народ в основном технически грамотный и политически подкованный, мгновенная связь между филиалами по всей стране (телеграфы на станциях), ну и самое главное, если бастуют какие-нибудь рабочие на приисках или в цехах, всем по большому счёту пофиг, кроме полиции и хозяев производства. А вот если забастовали железнодорожники, это сразу же ощущают буквально все, и правительственные службы в первую очередь.
odna_zmeia
Aug. 24th, 2013 07:24 pm (UTC)
Да, это видно по спискам, там очень мало каких-нибудь "Иванов Ивановых", очень много немцев и поляков, т.е. людей с каким-то образованием. Попадался студент МВТУ, от безденежья подавшийся в машинисты - взяли, куда делись.
Ответственность огромная, квалификация требуется немалая - все же это прядильщиком работать, поэтому и платили иначе.
И понятно, почему самые большие штрафы - "за неявку к поезду", сразу же весь график движения летит, убытки какие!
(no subject) - vasilisk_ - Aug. 24th, 2013 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Aug. 24th, 2013 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Aug. 25th, 2013 06:10 am (UTC) - Expand
indraja_rrt
Aug. 24th, 2013 07:15 pm (UTC)
О, самовольно с паровозом в Смоленск!..
Мой прадед в начале 20-ого века работал машинистом, так вот как это бывало, оказывается :))
odna_zmeia
Aug. 24th, 2013 07:26 pm (UTC)
Лихо было на самом деле, работа тяжелая и ответственная.
Вообще на глаз на Московско-Брестской было очень много машинистов-поляков, так что кто-то из наверняка литовец, на тот момент по написанию отличить сложно.
(no subject) - indraja_rrt - Aug. 24th, 2013 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Aug. 24th, 2013 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - indraja_rrt - Aug. 24th, 2013 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Aug. 24th, 2013 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - urfinwe - Aug. 25th, 2013 06:22 am (UTC) - Expand
rani_
Aug. 24th, 2013 07:57 pm (UTC)
Мне в свое время довелось поработать с регистрами основных средств РЖД. А там местами дата постановки на учет - 1890 год, или около того. Начальство тогда сходу решило, что в регистре ошибка на 100 лет, но потом разобрались:)
odna_zmeia
Aug. 24th, 2013 08:33 pm (UTC)
А что у них считается основными средствами - рельсы, постройки? Подвижной состав ведь сменился, а эти так и живут - на века делали...
hild_0
Aug. 24th, 2013 08:12 pm (UTC)
Видимо достали их эти маневры...
kemenkiri
Aug. 24th, 2013 11:51 pm (UTC)
Ой, Змеи.... Змеи... Да, суровое место эта ваша железная дорога, я бы на такой боялась ездить!;-)
И скорый выезд из сарая дейстительно эпичен и просится в афоризмы...
naiwen
Aug. 25th, 2013 06:08 am (UTC)
Неуместные свистки порадовали :) И самовольное отправление в Смоленск. А вообще сотня лет прошла, а нравы железнодорожных машинистов не меняются - это как раз вспоминая крупные жд аварии в Европе в прошлом месяце (особенно когда милый испанский машинист превысил скорость в три раза - ну подумаешь, что тут такого).
Еще нравится плохой уход за паровозом :))
olga_endymion
Aug. 25th, 2013 07:23 am (UTC)
Если бы тот болезный только превысил! Он еще и отвлекся. Если мне память не изменяет на болтовню по сотовому. О как! Слов нет.
_klio_sw
Aug. 25th, 2013 09:51 am (UTC)
Так это ему диспетчер позвонил на корпоративный номер, за пару минут до того поворота. И пришлось бедолаге на полной скорости в бумажках что-то срочно искать. Вот и отвлекся.
olga_endymion
Aug. 25th, 2013 07:25 am (UTC)
Расшифровка штрафов звучит, как музыка. Хоть пой! Вдохновляет!
olga_endymion
Aug. 25th, 2013 11:23 am (UTC)
Не надо гнать там, где не положено. А диспетчеру минус и секир башка за то,что нашел время когда звонить. Все в курсе были, что это лихач и он в рейсе. Так что ответственность коллективная. С соответствующими выводами. Там погибли люди. Ни за что.
falathil
Aug. 27th, 2013 07:43 am (UTC)
*Как вы думаете, за что обычно штрафуют машинистов и их помощников? За «быструю езду». Обычно – это примерно раз в месяц, как правило эти штрафы чередуются с штрафами за опоздание поезда, каким образом, я не зна,*

По-моему, все логично: оштрафовали за превышение скорости - стал ездить ме-едленно, опоздал, оштрафовали за опоздание, стал ездить быстро... и так далее:)

Судя по приведенным цитатам, первое место в списке штрафов должны все-таки занимать штрафы за нечистоплотность:) - никто, никто не желает чистить паровозы!:)

Самовольное путешествие в Смоленск - тоже неплохо. Хорошо еще, недалеко отправился...
camoe
Sep. 3rd, 2013 10:15 am (UTC)
Поздравляю с Днём рождения!
Ну и поскольку здоровья, бабла и прочего бла-бла Вам пожелают родные и близкие люди,
то я поздравлю Вас как блогер-блогера :)

2284754faa19
...САМОГО наилучшего от CAMOE.livejournal.com :)

Желаю рейтингов высоких,
Идей отличных и наград,
Мыслей высоких и глубоких,
Всегда прекрасный результат!

Пусть блог твой будет как ребенок,
Растет по дням не по годам
И з самых маленьких пеленок
Плывет по интернет-волнам!
odna_zmeia
Sep. 3rd, 2013 04:22 pm (UTC)
Спасибо.
el_d
Sep. 3rd, 2013 10:25 am (UTC)
С днем рождения!
Счастья и находок!

Счастливо,
Антрекот
odna_zmeia
Sep. 3rd, 2013 04:22 pm (UTC)
Пасиб!
Будем очень-очень стараться.:)
umka_anutka
Sep. 3rd, 2013 01:35 pm (UTC)
УРААА!!!
Поздравляю с днем рожденья
желаю счастья в личной жизни
ну и здоровья, интересных поездок и всяческих приятностей!!!
odna_zmeia
Sep. 3rd, 2013 04:21 pm (UTC)
Re: УРААА!!!
Спасибо, Анют!
Мне сегодня показалось, что я видела тебя на станции, но это, похоже, был глюк.:)
Re: УРААА!!! - umka_anutka - Sep. 3rd, 2013 06:12 pm (UTC) - Expand
( 33 подшито и пронумеровано — отправить запрос )