?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

... но пока никакой возможности, и все остается в "творческих планах". Их есть у меня, да, я их, наверное, в конце концов хоть отчасти реализую.
А сейчас внезапно ссылка на пост в моей ленте (т.е. это был перепост в сообществе, на которое я подписана, но, поскольку я не делаю перепостов, здесь только ссылка). Собственно, вот: дом Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной после вторичной реставрации, подборка фотографий. Речь идет вот об этом доме.
Краткий комментарий от меня. Я родилась на Елоховской улице, в нескольких минутах ходьбы от этого дома. Наша семья прожила там почти 50 лет; после того, как в 1976 году мы получили квартиру, которую знают многие мои читатели,:) я продолжала учиться в старой школе и еще 9 лет лет дважды в день ездила мимо этого дома на троллейбусе - в школу и из школы, потом, в институте, у нас были лабораторные работы в РГВИА, тоже на Бауманской. Моя родина - Немецкая слобода,:) там отец учил меня смотреть на дома выше первых этажей (это, кстати, не очень просто, ребенок так высоко голову не задирает, ему незачем:)). Он показывал мне дома, рассказывал про те, о которых знал (он не краевед, а инженер-электронщик, так что как мог, так и рассказывал, но любить и видеть научил). Дом на Старой Басманной впервые показал тоже он, еще до всякой реставрации, с наглухо заштукатуренной ротондой, с боковой стеной, на которой наоборот не было никакой штукатурки, зато были отлично видны огромные бревна, а через забор перевешивался тополь, а за ним (из троллейбуса было видно) угадывались другие деревья сада. Каждый день девять лет, со 2 по 10 класс я здоровалась и прощалась с ним, рассказывала, как прошел день (сколько успевала, пока троллейбус проезжал мимо, притормаживая у остановки), утром время от времени спрашивала, спросят ли меня сегодня. Нет, дом со мной не разговаривал (и картошка фри не разговаривала, хотя казалось бы:)), но мне казалось, что слышал и узнавал (да, у меня есть такая заморочка, старые дома для меня наделены своей индивидуальностью).
Когда наши отношения только начинались,:) я знать не знала не только, чей это был дом, но и вообще кто такие Муравьевы-Апостолы, кажется, история дома вышла на меня случайно гораздо позже, лет в 13 или 14, из статьи "Декабристы в Москве" в журнале "Наука и жизнь". Это было дополнительным потрясением - не просто красивый старый дом, так вот почему я разговариваю именно с ним!
Все эти годы дом был пуст, конторы, которые в нем помещались, куда-то выехали, он дремал и, должно быть, предавался воспоминаниям,:) а я тревожилась, что его снесут. Где-то в последних классах школы все поменялось: началась реставрация, бревна заштукатурили, раскрыли окна цокольного этажа, а потом (это вообще казалось чудом) появились окна ротонды с мелкой расстекловкой. В 1985 году, когда я закончила школу и ежедневный маршрут поменялся, реставрация еще шла (медленная, тщательная, прекрасная позднесоветская реставрация, качество которой и сейчас можно увидеть на памятниках, которые за прошедшие годы не уродовали, вот, к примеру, Введенская церковь в Барашах ныне, после реставрации, а вот такой помню ее я в начале 80-х годов, причем это вид не с Покровки, а из переулка, с Покровки было еще краше, форменная руина, на колокольне деревья росли). В общем, здесь тоже аналогичным образом работали, чей был проект реставрации, не помню уже, может быть "Спецпроектреставрация", может быть, еще что-то союзного подчинения, сейчас уже узнать не у кого, реставраторы, с которыми я близко общалась в 90-е, уже немолоды, и вижу я их редко.
Ну вот, а потом в доме на Старой Басманной открылся Музей декабристов. Не помню опять же, 1986 или 1987 это был год, но я была в музее - не без внутреннего трепета. Тот ли это еще дом, узнаю ли я его, почему я вообще вбила себе в голову, что имею к нему какое-то отношение?
Дом был тот же самый. Там был вход из переулка, лестница в один пролет, бальный зал с хорами, окна, двери, паркет, лепнина, античные сюжеты в медальонах, колонны в нишах и ротонда, разумеется, ротонда, которая меня так притягивала, и за домом - маленький садик, а в саду скамейки под снегом. Ну и дом был похож на дом, потому что в нем была мебель, а также другие свойственные музеям экспонаты.:)
Потом пришли другие времена, про то, что в 1997 году музей закрылся, ГИМ (филиалом которого он был) отказался от аренды и передал здание городу, я узнала гораздо позже, пару лет назад прочла где-то, что дом приобрел (т.е. взял в долгосрочную аренду) Кристофер Муравьев-Апостол, потомок прежних владельцев (очень боковой потомок), гражданин благополучной европейской страны (чуть ли не Швейцарии, но не помню, а лезть проверять сейчас не хочу), которого внезапно потянуло к русским корням. Сначала он пытался на свои средства отреставрировать усадьбу Муравьевых-Апостолов в Хомутце (Украина, Полтавская область), но ничего не вышло. В Хомутце был целый дворец, здание по кончине СССР заброшено и разрушается, средства нужны огромные, но основной причиной отказа от проекта стало несколько другое обстоятельство - кроме денег на реставрацию, требовались такие деньги на взятки местным чиновникам, что Кристофер от идеи отказался и подался в Москву. (Все правильно, и дом здесь меньше, и в состоянии хорошем, и берут, возможно, меньше.)
В общем, дом открыт после реставрации, это будет музей (не спрашивайте, чего, я не знаю, судя по фотографиям, выставочный зал для картинок, а может, площадка для презентаций, не знаю, словом). Год назад мне попадалось объявление, что, чтобы попасть внутрь, нужно за месяц записаться на сайте, составить группу и приходить. Не спрашивайте, почему потребовалась "хорошая, качественная реставрация", хотя у меня так и вертится на языке вопрос, что же тогда делали с домом в промежутке с 1997 по 2014 год? Паркета нет - надеюсь, что в кадре все-таки половая доска, а не ламинат под ковролином. Дверей нет, стены выкрашены чем-то светленьким, радующим глаз. Не заглядывайте во двор - садик вырублен, двор вымощен собянинской плиткой. Тополя, нависавшего на улицей, тоже нет. Дома в том смысле, который мы вкладываем в это слово, когда хотим сказать о месте, где живут люди - тоже нет. Есть большой престижный банкетный зал. Таким вы видели дом ваших предков, господин Кристофер Муравьев-Апостол?
И все-таки что-то еще есть под слоем евроремонта: античные сюжеты в медальонах, лестница на второй этаж, цвет штукатурки в парадной спальне, зеленая садовая скамейка в подвале (зачем в подвале?), окна в ротонде. И есть он сам, дом на Старой Басманной, есть физически (и должен быть сохранен проект реставрации, по которому работали при приспособлении его под музей декабристов), а, значит, при желании можно будет что-то еще исправить.
Он есть, он все-таки помнит: московский пожар 1812 года, в котором он, деревянный, не сгорел (!), Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола и его причастных литературе гостей, его сыновей от первого брака , в 1817-1818 годах, в время пребывания гвардии в Москве живших здесь, их гостей, их разговоры, их юность, "тигра" и записку о бессмысленности цареубийства, написанную вместо речи, которую нельзя было произнести из-за нарыва на щеке, он еще много чего помнит о других временах и других людях, может быть даже помнит меня.

Comments

( 11 подшито и пронумеровано — отправить запрос )
lubelia
May. 30th, 2014 06:15 am (UTC)
Спасибо!!!!
да, я как раз хотела тебя вопросить, что ты об этом думаешь, потому что на меня это тоже вывалилось вчера во френдленту и я в некотором недоумении от этих красных барабанов и постеров.
Спасибо, что сказала.
odna_zmeia
May. 30th, 2014 03:22 pm (UTC)
Барабаны и постеры, к счастью, легко убираются, но интерьеры... Это убийственно просто.:(
И, главное, я цели не поняла: для чего все это делалось-то?
lubelia
May. 30th, 2014 03:28 pm (UTC)
Кажется для банкетов-презентаций, судя по бару - то есть однозначно не под музей и культуру, а под современные задачи зарабатывания бабла. Ну оно и понятно - отреставрировать дом в Москве и сделать там просто музей декабристов? увы..
helce
May. 30th, 2014 09:01 am (UTC)
Я сначала пошла по ссылке посмотреть фотографии реставрированного дома, еще не открыв твои комментарии и не поняв, одобряешь ты их или нет. Смотрела в полном недоумении. Думаю - или я чего-то не понимаю или одно из двух ;), потому что не в состоянии понять, за что же Натали рекомендует этот кошмар и где там ночевала "реставрация".
odna_zmeia
May. 30th, 2014 03:49 pm (UTC)
Да, я вчера как-то перемудрила с объективностью,:) сама потом подумала, что зря с самого начала яснее не выразилась.
Не рекомендую, офигела просто, когда фотографии увидела, и вот так попыталась сдержаться.:)
kemenkiri
May. 30th, 2014 12:59 pm (UTC)
....да он же ж Муравьев-Апостол-Коробьин, он, я не уверена, но кажется, даже не Васеньки прямой потомок, а если и васеньки - кто ему они? Другая история.
hild_0
May. 30th, 2014 05:44 pm (UTC)
Все какое-то светленькое, крашеное, странные картинки на стенах:(((
Я зверек дикий и мало что понимающий, но выглядит оно как-то стремно - как будто что-то не совсем живое попытались сделать.
odna_zmeia
May. 31st, 2014 11:06 pm (UTC)
Да, то, что на выходе получилось что-то не очень живое - это верно замечено.:(
hild_0
Jun. 1st, 2014 09:36 am (UTC)
Вот, это странно. Могли ли они не знать, что получится - вряд ли? Значит, их устраивал вариант, скорее всего.
Ощущение такое, что нижний этаж "под старину" - своды там закругленные, кирпичики видны, это такая как бы уступка любителям старины (в т.ч. и декабристов?), а остальное - кому-то другому, вероятно.
naiwen
May. 30th, 2014 05:59 pm (UTC)
так я не поняла, а что там будет-то в итоге - музей там будет? и я тоже так и не поняла, с какого боку он Муравьев-Апостол: я вроде раньше думала, что это потомок Васиньки, но вроде бы и нет. Может, и к лучшему, что он не взялся реставрировать Хомутец :))
... А внука "тигра" расстреляли :(
odna_zmeia
May. 31st, 2014 11:08 pm (UTC)
Да, не могу даже предположить, что бы он сделал из Хомутца.
Если я правильно понимаю, будет гибрид музея и банкетного зала, а заодно жилые комнаты хозяев. Три, так сказать, в одном.:(
( 11 подшито и пронумеровано — отправить запрос )