Natalie (odna_zmeia) wrote,
Natalie
odna_zmeia

Хомутец, часть 2. Войдем в дом.

Предыдущая часть, о доме снаружи: http://odna-zmeia.livejournal.com/125945.html
Осмотр дома начнем так, как начали его мы - с флигелей, но в отличие от нашего обхода, расскажем про оба крыла сразу.
Флигеля, в отличие от основного дома - кирпичные, двухэтажные, а башни, по всей видимости - трёх. "По всей видимости" - потому что мы в них заглянем и вы сами всё увидите.

Снаружи флигеля выглядят так, еще вполне прилично:


...а внутри - вот так:
ремонт провала

Внутри вот такое столкновение разных архитектурных замыслов:


Это не результат перестроек, а прием - такие встречные полуарки есть во всех флигелях.

Лестницы почти везде деревянные, похоже - дубовые. Но не только...
Из четырех встреченных нами лестниц во флигелях одна частью.. наверное, кирпичная:


А вот одна из полностью деревянных лестниц - обратите внимание на окошко на "антресолях" непонятного назначения (складывать туда что-то для хранения было бы довольно неудобно!):


На втором этаже лестница заканчивается балкончиком с перилами:


На втором этаже башни - одна небольшая комнатка - и выход на чердак галереи, соединяющей флигель с домом:


Дверь в один из флигелей (явно глубоко советская) - ценна не своей древностью, а выраженным на ней пожеланием неведомого нам единомышленника. Вертикальная фигура ниже (из жанра "21+") обозначает, видимо, возможности осуществления этого пожелания.



А теперь давайте все-таки соберемся с силами и войдем в главный дом.


Главный вход в настоящее время заколочен, а окна первого этажа со стороны входа забиты досками (но не все, в какой-то момент кончились не то доски, не то энтузиазм).
В первой же комнате (мне упорно кажется, что это столовая), куда мы попадаем с задней стороны дома, через дыру в стене (см. первый пост), нас встречает весьма необычный (похоже, дубовый) потолок - надо сказать он такой во всем доме один:


По этой ссылке можно увидеть потолок ближе.

Если выйти через соседнюю комнату в коридор, то практически напротив будет вестибюль:


Над парадной дверью - лепнина,


..а над окнами два уже почти не читающихся владельческих герба (Муравьевы и Апостолы?) - и ласточкино гнездо на одном из них.
Герб без гнезда - и с гнездом.

Через стену от вестибюля - комната необычной полукруглой формы - с очень хорошей акустикой


Мы знаем, что и хозяин дома, и его дети любили и умели музицировать - возможно, для этого и была предназначена полукруглая комната?

А теперь давайте пройдем по остальным комнатам. Здесь есть на что посмотреть - например, лепнина над на удивление сохранной печью. (Остальные практически все раскурочены. Мучивший меня вопрос, зачем люди это делают, внезапно разрешился: они ищут там клады. Интересно, находил ли хоть один человек хоть что-нибудь, кроме закопченых кирпичей?)



Потолочные плафоны. Везде разные - ни один не повторяется.


Вот другой, с довольно сложным орнаментом, вот лепнина по всему потолку.

В нескольких комнатах потолок расписан. К сожалению, окна там заколочены довольно капитально, так что снимать пришлось со вспышкой.


В другой роспись захватывает верхнюю часть стен.


Кое-где сохранился паркет. Точно такой же в доме Василия Львовича Пушкина на Старой Басманной реставраторы датируют первой четвертью XIX века.



Как ни странно, вход на второй этаж и в лучшие времена этого дома был не на первом этаже, а по лестнице из флигеля. Видимо, это было результатом перестройки дома: вряд ли Данила Апостол поднимался на второй этаж усадьбы по приставной лестнице!
Однопролетная дубовая лестница вполне сохранилась.


Крыша в этой части дома разрушена сильнее всего. Проход на второй этаж существует до сих пор лишь потому, что обрушившиеся перекрытия лежат на оставшемся со времен сельскохозяйственного техникума шкафу. Долгих лет жизни этому шкафу!

Планировка, как и на первом этаже, анфиладная.


Двери не сохранились, но судя по ширине проемов, они были традиционные для ампира двустворчатые - о чем свидетельствует уцелевший в одном из проемов крючок для одной из створок.



Самая интересная из комнат второго этажа - зал, находящийся над вестибюлем с дверями, выходящими на балкон. (Пол балкона вполне сохранился, но почему-то приобрел некоторую двускатность).



Обратите внимание на ниши в стенах - как будто остатки стенных шкафов.

Судя по их ширине, вряд ли здесь находилась библиотека. Иван Матвеевич увлекался античностью и собирал всякие редкости - может быть, они были предназначены для хранения его коллекции.

Мы мало что знаем о внутреннем убранстве дома. Есть несколько упоминаний в воспоманиях Софьи Капнист-Скалон, соседки Муравьевых-Апостолов по имению, - но из текста не всегда понятно, относятся ли они к Хомутцу или к соседней Бакумовке, где Иван Матвеевич также некоторое время жил.

Однако в записях на Евангелии, сделанных Матвеем Муравьевым-Апостолом в Петропавловской крепости, упоминается именно Хомутец:
"...круглый стол в Хомутце, наше вечернее чтение... (многоточие автора)... все это кончено для меня — для меня нет больше счастья на земле."

«Есть французские романсы, которые так живо напоминают мне гостиную в Хомутце, камин, круглый стол [слово неразб.], что мне кажется, будто я там. И сердце мое сжимается.»

Возможно, в комнате с балконом и находилась та гостинная, о которой он вспоминает.

А пока пойдемте отсюда... Парк и хозяйственные постройки - в следующий раз.
Tags: декабристы, земли Полдня
Subscribe

  • Анонсы. Много анонсов.

    Наконец-то вышло и собралось вместе все написанное в 2020-м году. Во-первых, это Н.А. Соколова, Ек.Ю. Лебедева "Спор о навязанных и сочиненных…

  • Переписка Пестелей. Письма в Митаву. 1817-1818.

    Наконец анонсируем следующий, уже очень давно законченный кусок переписки Пестелей. Нужно сказать, что на пути этого файла к публикации было очень…

  • Казус Фаленберга - анонс

    Лучше позно, чем никогда: статья давно вышла и давно вывешена, но все время что-то мешало. То ведро, то коронавирус, то отпуск...…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments