?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Просим помощи зала.

Уважаемые читатели, владеющие немецким языком! Я знаю, вы здесь есть; мы, творческий коллектив публикаторов, вновь нуждаемся в вашей помощи.
Может быть, кто-то из вас согласится потратить свое время и пообщаться с немецкоязычными поисковиками на следующую тему:
В 1805-1806 годах (и наверняка позже) в Гамбурге существовало учебное заведение, - гимназия (так ее называют по-русски), институт или пансион - словом, что-то уровня "средней школы", не университет. Среди преподавателей его был, в частности, человек по имени Август Шмидт. По-видимому, заведение обучало как мальчиков, так и девочек (возможно ли такое?), потому что упоминается "госпожа Теренг (Thereng)", по контексту скорее как ученица.
Нужна краткая справка по этому учебному заведению (что оно хотя бы такое, как правильно называлось), если повезет, то и по господину Шмидту (он, судя по письму, очень нерядовой человек), и (а вдруг?:) госпоже Теренг:)) или о представителях этой фамилии.
Мало ли, вдруг эта гимназия по сей день существует,:) а в ней - доска в честь лучшего ученика 1806 года - Павла Пестеля (вот ведь, куда ни поступит, везде номер первый лучший ученик:)).
От нас - печенька на выбор по вашему желанию.

Comments

( 36 подшито и пронумеровано — отправить запрос )
aywen
Mar. 19th, 2016 07:07 pm (UTC)
Немецкая википедия его почему-то в Дрезден записывает. setzte dann aber von 1805 bis 1809 seine Schulbildung in Dresden fort und erhielt dort eine solide Gymnasialbildung.
odna_zmeia
Mar. 19th, 2016 07:13 pm (UTC)
А, это они все вместе соединили. Там первый год (1805-1806) - гимназия или что оно такое - в Гамбурге, с 1806 по 1809 - в Дрездене, и вот там скорее всего не учебное заведение, а приходящие учителя.
istarni
Mar. 19th, 2016 07:50 pm (UTC)
Вау. Кажется, я нашла письмо некоего Аугуста Шмидта из Альтоны (Гамбург), 1806 года, в котором он говорит о том, что учительствует в Гамбурге в каком-то институте, где преподавался французский-латынь-вот-это-все, НО НЕ НАЗЫВАЕТ МЕСТА - а сейчас сидит без денег и контракта…
Щас будем выяснять, 1) этот ли этот Шмидт 2) где он, в коцне концов, преподавал.
kemenkiri
Mar. 19th, 2016 07:54 pm (UTC)
Аааа! Слушай, кажется, это он! А что за письмо, откуда, делись им потом!
odna_zmeia
Mar. 19th, 2016 07:56 pm (UTC)
АААА! Точно он, потому что, судя по письму 1806 года, он из этого учебного заведения уже ушел.
А Альтона - это что за место?
istarni
Mar. 19th, 2016 08:55 pm (UTC)
Альтона - сейчас часть Гамбурга (на Эльбе, там же порт, тогда - отдельный город с репутацией "города просвещения" и "свободной сестры Гамбурга". Письмо вот:

https://books.google.at/books?id=7FXnBQAAQBAJ&pg=PA515&lpg=PA515&dq=august+schmidt+hamburg+altona+1806&source=bl&ots=nHo4-Pjtss&sig=HWCNHBml-D3W_PHtPz86DVN1P7A&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwjF9oGVxs3LAhXERhQKHUb5BZMQ6AEIHjAA#v=onepage&q=august%20schmidt%20hamburg%20altona%201806&f=false

Книга , с. 514-515. "Korrespondenzen der Goethezeit: Edition und Kommentar" - письмо показывается, примечания к письму, к сожалению, нет:(

В письме от 28 июня 1806 года из города Альтоны учитель Аугуст Шмидт пишет какому-то неназванному высокому покровителю о том, что хочет места учителя у сына какого-то дворянина - и интересующий нас кусок, где он пишет о себе:

"Я изучал в Йене теологию и, чтобы не быть всегда ограниченным внутри стен родины, принял место учителя в Гамбурге, в одном из местных институтов, где я преподавал французский язык, в котором там так легко упражняться, латынь, греческий, немецкий язык, историю, географию, упражнения на понимание; но скоро я увидел, что принужден к уходу из-за взглядов владельца, заботящегося лишь о собственной выгоде и прибыли, я покинул его после пребывания в течение девяти месяцев. До сих пор я нахожусь институте в Альтоне, недавно основанном французом и англичанином, но с такими неопределенными перспективами и намеренно без контракта, что я могу в любое время прекратить эту занятость".
(у мужика дико замороченный немецкий стиль, потому перевод коряв)
т.е. оба заведения, в которых он преподавал - "институты", проблема в том, что по этому запросу мало что ищется. но я посмотрю….
""
istarni
Mar. 19th, 2016 09:36 pm (UTC)
В этой книжке, кстати, довольно вменяемый комментарий - но, как полагается, комментарий к нужному письму гугль не показывает:(((( - теоретически в Вене эта книжка добываема в библиотеке, так что если совсем нужно, наверно, можно посмотреть там. Но я не знаю, есть ли в комментарии указание на то, что это за институт.
Или вы выдадите мне текст письма целиком, вдруг там какие-нибудь дополнительные зацепки…(Потому что в Гамбурге и Альтоне того времени есть очень даже несколько школ, которые сущствуют с тех времен…)
odna_zmeia
Mar. 19th, 2016 09:43 pm (UTC)
Куда тебе скинуть письмо? В принципе могу в личку.
Не знаю, в Альтоне ли эта школа; там в предыдущих письмах (не от Шмидта, от него всего одно; от московской родни) обсуждается Вандсбек. Контекст тоже не очень понятен, м.б., школа там, м.б., они там гуляют, мы с Мышью разошлись во мнениях, я думаю, что там может быть школа, Мышь - что они там просто гуляли.
Мы бегло проверили - в Ленинке книги нет.:(
(no subject) - istarni - Mar. 19th, 2016 09:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Mar. 19th, 2016 10:01 pm (UTC) - Expand
odna_zmeia
Mar. 19th, 2016 09:45 pm (UTC)
Письмо (не удержусь, оно мне само по себе страшно нрави
Гамбург, 11 июня 1806
Дорогой Пауль!
Какой чудный голос доносится до меня из любимого Дрездена, как приятно мне получить Ваше милое письмо, которое написано с такой теплотой, с такой искренней сердечной добротой. Еще часто вспоминаются мне радости Вашего детски дружелюбного окружения, Ваш распорядок, когда вы упорным трудом стремитесь к самосовершенствованию, утром встав с благочестивым намерением исправить, смягчить Ваши резкости, которые порой пытаются посредством гордости, сдерживаемой жесткости обезобразить Ваш прекрасный характер, это намерение, обновленное, Вам сопутствует в течение дня, а вечером в постели, оживляя воображением сцены минувшего дня, Вы принимаете твердое решение стать завтра еще лучше, еще совершеннее. Прекрасное решение, на которое с неба, ободряюще улыбаясь, взирают Божьи ангелы. Конечно же, это испытание самого себя и единственное прекрасное средство признать наши слабости и иметь твердую волю к их преодолению, конечно же эти расчеты с сердцем и совестью Вами еще не прекращены? Это доказывает мне ваше милое письмо, и я надеюсь однажды услышать, что Пауль стал деятельным, действующим во благо человеком, благодетелем своего Отечества, чьему просвещению, внутреннему спокойствию и благосостоянию он помогает возрастать, укрепляться и основываться, он, которому не внешний блеск, но счастье своих ближних, пусть даже и во мраке безвестности, дороже всего. Ибо в чем предназначение человека, чем не в облагораживании себя самого, и не в том, чтобы создать вокруг себя маленький мир счастливых людей. Что облагораживание состоит не в увеличении благосостояния, в повышении значимости еще одного, открытого тщеславию, круга влияния, - Вы чувствуете также хорошо, как и я; поэтому самый дух его склонен не хвалиться своей заслуженной образованностью, не взирать с гордостью сверху вниз также и на тех, которые кажутся стоящими на более низкой ступени нравственности – кажутся, говорю я, ибо близорукому глазу смертного истина представляется искаженной, - а им, возможно, не доставало благоприятных обстоятельств для своего образования, деятельного ободрения заботливых воспитателей, - не смотреть на таковых гордо сверху вниз, это трудный долг каждого человека. Однако слишком часто люди чванятся весьма глупо в своем самомнении и не помышляют, как они ничтожны против многих тысяч других, которые, возможно, в печальных обстоятельствах, подвергаясь несправедливостям судьбы, сами творцы своего образования, своих достоинств, стоят на гораздо более высокой ступени великой вечной лестницы, по которой должен взойти весь человеческий род, пока не приблизится к ослепительному свету Предвечного, чью истину мы можем созерцать лишь сквозь туман, находясь в смиренном удалении. Какое ничтожное Нечто, какое Ничто, пенный гребешок в мировом Океане – вот Что есть мы в сравнении с возвышенным Духом, чей трон окружают недосягаемые совершенства, подобные пречистым серафимам. Ах, кто в состоянии взглянуть отсюда в эту беспредельную высоту, кто осмелится еще здесь хвалиться своими ничтожными талантами и достоинствами. Так будем же смиреннее, скромнее, однако, также и дружелюбнее, ласковее по отношению к своим братьям, терпимее к нашим современникам, которые, даже и будучи дурно воспитанными, достойны нашего деятельного сострадания, нашего благодетельного участия. Вот первейшая человеческая добродетель: строго по отношению к себе, однако с любовью по отношению к нашим братьям думать и действовать. Вы воспринимаете все это слишком живо и единодушны со мной, чтобы не позволить мне эти излияния, идущие от всего искренне любящего Вас сердца. Всех вам благ! Вас опекает добрый гений, который помогает Вам приблизиться к той высокой цели, я имею ввиду Вашего г[осподи]на Зейделя, следуйте за его пылающим факелом, который он с таким бескорыстным мужеством Вам подносит!

Edited at 2016-03-19 09:55 pm (UTC)
odna_zmeia
Mar. 19th, 2016 09:46 pm (UTC)
Часть 2, все не влезло
Я с удовольствием прочел Ваше известие о новом повышении Господина Вашего Отца, однако сожалею о длительной разлуке. Тем восхитительней будет для Вас миг встречи! Также и здоровье Вашего остроумного брата Бориса поправилось, - мне радостно это слышать. О состоянии Института, о котором Вы будете вспоминать, несомненно, с некоторым тщеславием, но также и с некоторым чувством благодарности, я не могу Вам многого написать. Еще недавно стояла у стены та табличка, и я стоял так близко от Вашего имени, находясь так далеко от Вашей особы. Та бодрая, упорядоченная, радостная деятельность, кажется, пошла здесь на убыль, или я смотрю затуманенными глазами. Вы теперь снова вперемешку засыпаете меня вопросами и ответами. Пансион не увеличился. Госпожа [Теренг ] чаще всего лучшая. Иногда, впрочем, реже, чем мне бы того хотелось, Вас вспоминает. Мое будущее пока не определенно, поэтому не могу ничего сказать. Теперь я должен оторваться от столь милой мне беседы. Мои сердечные пожелания! До скорого ответа
Ваш друг
Авг[уст] Шмидт

Edited at 2016-03-19 09:54 pm (UTC)
Re: Часть 2, все не влезло - istarni - Mar. 19th, 2016 10:19 pm (UTC) - Expand
Re: Часть 2, все не влезло - odna_zmeia - Mar. 19th, 2016 10:51 pm (UTC) - Expand
Re: Часть 2, все не влезло - istarni - Mar. 19th, 2016 11:12 pm (UTC) - Expand
Re: Часть 2, все не влезло - odna_zmeia - Mar. 19th, 2016 11:36 pm (UTC) - Expand
Re: Часть 2, все не влезло - istarni - Mar. 19th, 2016 11:45 pm (UTC) - Expand
Re: Часть 2, все не влезло - odna_zmeia - Mar. 19th, 2016 11:53 pm (UTC) - Expand
Цепочка:) - istarni - Mar. 20th, 2016 12:37 am (UTC) - Expand
Re: Цепочка:) - odna_zmeia - Mar. 20th, 2016 12:45 am (UTC) - Expand
Re: Цепочка:) - istarni - Mar. 20th, 2016 12:57 am (UTC) - Expand
Re: Часть 2, все не влезло - istarni - Mar. 23rd, 2016 11:03 pm (UTC) - Expand
Re: Часть 2, все не влезло - odna_zmeia - Mar. 23rd, 2016 11:11 pm (UTC) - Expand
Re: Часть 2, все не влезло - istarni - Mar. 23rd, 2016 11:17 pm (UTC) - Expand
Re: Часть 2, все не влезло - odna_zmeia - Mar. 23rd, 2016 11:25 pm (UTC) - Expand
Re: Часть 2, все не влезло - istarni - Mar. 23rd, 2016 11:26 pm (UTC) - Expand
Re: Часть 2, все не влезло - kemenkiri - Mar. 20th, 2016 01:34 am (UTC) - Expand
Re: Часть 2, все не влезло - istarni - Mar. 20th, 2016 08:22 am (UTC) - Expand
Про плюшки - istarni - Mar. 20th, 2016 08:44 am (UTC) - Expand
Re: Часть 2, все не влезло - istarni - Mar. 20th, 2016 12:13 am (UTC) - Expand
kemenkiri
Mar. 20th, 2016 01:59 am (UTC)
Вот человек по имени Август Шмидт.
Ему двадцать пять. Он пишет ученику:
"Вы будете благом страны на своем веку."
- И сердце еще не щемит.
И времени вспять
Не время приказывать течь ("Я прошу, теки!")
Он в городе. Город - на берегу реки.

А вот ученик его Пауль, тринадцати лет,
Он резок и добр,
он горд и отменно умен.
...Он должен еще дожаться лучших времен,
Вернуться на родину, там - оставить свой след,
Он хочет того же - и блага своей стране.
...В реке есть подводные камни - на самом дне.


*

...Август Шмидт. Сорок пять. Педагог и читатель газет.
Искатель чужих и чаще - дурных новостей.
От кого ему ждать из далекой страны вестей?
...От того, кто теперь ушел в *ослепительный свет*.

Написано: две веревки оборвались.
Написано: все казнены.
Молчи. Молись.

...по имени Пауль.
...Навечное - тридцать три.
Он выбрал судьбу, когда Бог попросил: "Бери".


Edited at 2016-03-20 01:59 am (UTC)
istarni
Mar. 20th, 2016 08:35 am (UTC)
…Учителя и ученики. (и какой хороший стих из какой малости, одного письма!)
Вот это, насколько я поняла и насколько я читала у тебя, частая история - учителя и ученики. Что Муравьев-Апостол или Пестель (…никогда бы в жизни не подумала, что он год проучился в моем любимом, несравненном Гамбурге - Альтона, Вандсбек - музыка сердцу просто!), да тот же Оболенский с его "французскими гувернерами, менялись часто, числом до пятнадцати, имен не помню" (это он так во время следствия отвечает о своем образовании и откуда набрался вредных идей) -
в этом смысле некоторым странным образом прав Греч с его "в этом мятеже не было на грош народности, внушения к этим глупо-кровавым затеям произошли от книг немецких и французских, эти замыслы были чужды русскому уму и сердцу"
- проблема в том, что это был дух европейского Просвещения (естественные права человека и все такое), и русскому государству было бы намного лучше, если бы этот дух был ему НЕСКОЛЬКО МЕНЕЕ чужд!
aywen
Mar. 21st, 2016 10:26 am (UTC)
Там письмо, которое Натали выложила, очень несовременным языком, но содержательно - очень же актуально!
istarni
Mar. 21st, 2016 10:31 pm (UTC)
Да, если разобраться в хитросплетениях языка, то письмо-то очень хорошее (..в принципе, он читает мораль. но какую! и как ее читает! сложно не согласиться:), и портрет, мне кажется, виден - очень серьезный, хороший, очень молодой человек:)
kemenkiri
Mar. 22nd, 2016 12:32 am (UTC)
Причем есть с чем сравнивать - ровно в том же массиве писем. С мальчиками поехал воспитатель, некто Зейдель (по факту - дальняя родня Пестелей), тоже очень молодой... Он тоже читает мораль в форме писем (притом, что это не письма для почты, они все живут в одном доме - это такой метод воспитания). Он пафосен, он обидчив...и кажется, очень неэффективен. А Шмидт, в общем, пишет Паулю о том же (ну, например, о характере юного пони;-) - но совершенно иначе - и так, что, думаю, у него есть шанс быть услышанным!
(no subject) - aywen - Mar. 22nd, 2016 09:17 am (UTC) - Expand
( 36 подшито и пронумеровано — отправить запрос )