?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

[О. Реман] (*1)

Слово
утешения и успокоения
на раннюю кончину
юного Константина Пестеля
произнесенное
22 октября 1807

Благословен Господь, который вызывает нас к жизни!
Благословен Господь, который разлучает нас в смерти!
Благословен Господь, который соединяет нас в вечности!
Аминь.

В этот торжественный момент мы пришли сюда вместе, высокочтимое траурное собрание, дабы воздать последние почести ребенку, наконец избавленному от неописуемых страданий, в присутствии любящей матери, самой верной и надежной сиделки.
Почему этому ребенку суждено было испытать столь ранние страдания - почему он должен был столь быстро отцвести и увянуть: провидеть судьбу, но Вам известно, что бедным близоруким смертным это позволяется лишь изредка. Лишь Божество знает, какой каждому предназначен срок - перейти в вечность, какая продолжительность земной жизни ему необходима, дабы тем раньше и легче ему было приобщиться к великой прекрасной цели. Для старика в сединах, которого Оно отправляет в мир иной, было хорошо до того столь долго прожить на земле и приобрести многоразличный опыт, который он приобрел на своем пути, и пережить в своей душе многоразличные чувства, испытания, воспоминания и предостережения, радости и печали, которые он пережил. Для юноши или отрока, которого Он отозвал, было хорошо еще юношей перейти в вечность. Кто может все предназначения //л. 77 об. и события предуказать заранее, каковые встретятся ему в его будущей жизни, и кто отважится на еще более трудное – заранее предопределить счастье или несчастье своих ближних? И что, собственно, есть счастливая жизнь? В мире, где с лучшими радостями соседствуют страдания, а наслаждению всегда сопутствует разрушение… Какие перспективы мы можем иметь перед собой: они ни в коем случае не таковы, чтобы разумный мог достаточно на них полагаться. Всюду подстерегают всяческие опасности; и концом наших перспектив есть и остается… смерть и могила! -
Существу, которое также Вы почитаете, пред которым Серафим преклоняет колена и вновь сбрасывает свою корону, этому великому Существу Вы можете теперь сказать: Господи, теперь дитя вновь у Тебя, я ни скажу ни слова о том, что Ты не оставил его у меня дольше; О! оно доставило мне столько радости! Охотно я хотела бы Тебя также и за то благодарить, что Ты отнял его у меня, ибо я сознаю, что я также и за то обязана благодарностью; но Ты лучше знаешь бедное слабое сердце, знаешь, на что оно способно и на что оно неспособно. Я принимаю, Господи, Твое слово в молчании. Я выдержала жестокую борьбу, но я боролась верно и стойко! Мне присвоен моим сердцем пред людьми и пред Богом венец справедливости в материнском долге.
Где найти лучшее утешение, чем в сознании: я дала детям не только существование; я заботилась также об их жизни со всей любовью и старанием, я добровольно жертвовала своими радостями, я охотно расточала свои собственные жизненные силы у постели страдающего… Нужно ли подобной матери иное доказательство того, что мы бессмертны, что любая смерть есть лишь возрождение к новой высшей жизни, //л. 78 нужно ли иное доказательство, чем то, что для Милосердного Справедливого Господа невозможно – невозможно было бы вызвать к жизни дитя с тем, чтобы оно прожило один, два года, и днями, неделями страдало – когда бы не было жизни после смерти, где захиревшая, рано увядшая ветвь еще свежее зазеленеет в прекрасном саду Предвечного?
И какая благодать восходит к Вам всем у гроба спящего ангела, когда Вы со слезами на глазах говорите друг другу: в братском согласии мы вынесли тяжкие жизненные страдания; у скорбного ложа супруга(*2) – Я, у скорбного ложа ребенка – Вы. – Там Вы поддерживали меня, здесь я поддерживаю Вас; и Ваши сердца сближаются еще тесней, чем связала их природа, объединенный судьбой, состраданием и поддержкой………….. Карая , мы слышим напоследок(*3) доносящийся из недосягаемой дали голос Бога-Отца:
Плачущая спутница моей жизни,
Блаженны мы: скоро вновь нам будет явлен
Тот, кого мы теперь оплакиваем. Не напрасно
Ты родила его и вскормила:
Ты с благочестивой редкостной материнской верностью
Непрестанно заботилась о его благе,
Не напрасно! Укрепленная надеждой, радуйся
Счастью, что однажды будет нам дано,
Борьбой, мужеством и страданием Мы
Завоевали награду лучшего мира,
Когда нам, у входа в его радости,
Этот ангел полетит в объятья.

ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 478. Лл. 77 - 78.
__________
(*1) Авторство этого текста предположительное, по аналогии со следующим за ним стихотворением. Текст написан по-немецки, видимо, переписан рукой Е.И.
(*2) Таким образом, надгробная речь написана от лица Екатерины Борисовны Биллингс, урожденной Пестель, сестры Ивана Борисовича, хотя автором, как и в случае с приведенным далее стихотворением, по-видимому, является врач О.О. Реман (см. примечание о нем после текста стихотворения). Точная дата смерти Иосифа Биллингса неизвестна, но о ней сообщается в письме Бориса Владимировича в конце мая 1806 г.
(*3) Неясное место в тексте, с многоточием и, по-видимому, неверно написанным словом, затрудняющим понимание фразы.

У могилы Константина

Из ранних, словно розы, дней твоей жизни
Из любящих объятий твоей матери
Положив болезненный конец стольким надеждам
Тебя с силой вырвала судьба.

От нежной оболочки твоей ангельской души
Осталась только легкая прядь волос,
Мы созерцаем ее в печальной тишине горя,
Обращая к ней со слезами наш взгляд.

Ты сам нам помоги, жалующимся и плачущим,
Стоящим в одиночестве у гроба,
Обрести это успокоительное единение,
Где вместе с болью проходят и слезы.

К твоему счастью очень рано
Ты поспешил оставить этот скорбный мир,
И ты еще не ощутил, с какой жестокостью
Часто на нас обрушивается мощь судьбы.

(// Л. 80 об.)
Юному невинному сердцу
Жестокая буря страстей чужда.
Ты еще не испытал эту тяжесть скорби,
Которую испытывают смертные.

Для тебя жизнь была еще радостью,
И забавой, и любовью, в которых ты был благословен,
Только в первых невинных одеяниях юности
Мы познаем высокий смысл этой жизни.

В раю цветет раннее детство,
Там только радость,
Когда этот юный цветущий мир исчезает,
Он оставляет нам след чистого блаженства.

И благоухание этого бытия означает,
Что вскоре после первой блаженной мечты
Наши дни будет направлять суровая судьба,
Страдание овладеет пространством нашей жизни.

Блажен! – кто так быстро на легких крыльях
С чистой душой оторвался от этой земли,
А мы должны здесь оставаться – и добиваться в борьбе
Покоя предвечной и неизвестной страны.

О. Реман(*1)

ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 478. Лл. 80 – 80 об.
___________________
(*1) Реман Осип Осипович (? – 1831), врач, уроженец Бадена, после окончания Венского университета прибыл в 1805 г. в Россию и получил назначение врачом в Русскую миссию в Китае. По-видимому, там он познакомился с Иваном Борисовичем, и после увольнения летом 1807 г. прибыл в Москву.
Впоследствии издал несколько научных трудов (в том числе о свойствах сибирских минеральных вод, о привитии оспы и др.), в дальнейшем жил в Петербурге, был членом различных научных обществ. С 1813 года – лейб-медик. Пользовался широкой известностью в Петербургском обществе (о нем упоминают в переписке Вяземский, Карамзин, братья Булгаковы). Умер в Петербурге в 1831 г. от холеры.

Борис Владимирович Пестель – Павлу и Владимиру Пестелям(*1а)
Москва, 13/25 нояб[ря] 1807


Сердечно любимые Пауль и Волло!
Мои частые досадные недомогания удерживают меня против воли писать вам так часто, как мне бы этого хотелось. Однако то, что тогда и когда мне пишут, весьма меня радует, также и то, что Вы прилежно учитесь.
Тем не менее, я ничего не слышу о религиозном воспитании. Были Вы, насколько мне известно, только один раз в церкви, и для того лишь, чтобы послушать красивую музыку. Ах! дорогие дети, воистину богобоязненность есть начало мудрости(*1). Сам Господь, Который есть Истина [говорит ]: «Без Меня не можете делать ничего».(*2) Так называемые просветители – которых я почитаю за безумцев – отнимают у нас заслуги Иисуса Христа, а что дают они нам взамен? Заблуждения. //л. 104 об.
Я далек от того, чтобы отвергать мифологию. Это в моде, нужно приобрести себе те самые знания, чтобы не прослыть в компании за болвана. Мне в кадетском корпусе(*3) тоже забивали этим голову. Идолопоклонство, которым восхищаются в мифологии, и то, что тех, кто говорит так и пишет о ее вымышленных божествах, почитают за ученых, повергает меня в Изумление, когда я слышу, что заслугам Христа, напротив, не верят.
Как же мы все-таки испорчены по своей природе. Вы докладываете о руднике(*4), осматриваете ателье художников, ets. Хорошо, очень хорошо. Но! Вам не приходит //л. 105 в голову божий человек, который в Дрездене (я не знаю как его зовут ), чтобы проповедовать Евангелие, и послушать истинную проповедь, все же богобоязненность есть и остается началом мудрости. Я стою на краю могилы и почитаю своим долгом с Вами, мои любимые! говорить в таком тоне. Господи! дай им уши, чтобы слышать, и сердца, чтобы вместить(*5).
Потеря Вашего брата также вызвала у меня слезы, однако я смог сразу же подумать: что делает Господь, сделано хорошо и всегда направлено нам во благо. Маленький ангел Константин не знал мира и обрел мир Господен. Он счастлив! //л. 105 об.
Передайте Вашей дражайшей Бабушке мой почтительнейший поклон. Я часто думаю о Ней и желаю, чтобы она могла находить удовольствие в Дрездене. Расскажите мне что-нибудь о ней. Мне не хочется утруждать ее своими писаниями, да и что я мог бы сказать ей, кроме того, что ей известно, то есть что я ее люблю, почитаю и желаю ей истинного счастья.
Поцелуйте за меня Александра, и, хотя вы ничего не говорите мне о господине Зейделе, приветствуйте его почтительнейше от
Вашего
Сердечно любящего Дедушки
Пестеля
P.S. Бабушка, Ваши тети и Бетти с Нежей(*6) передают Вам привет. Последние – это прекрасные, милые дети.

ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 478. Лл. 104 – 105 об.
__________________________
(*1а) Письмо написано по-немецки.
(*1) «Начало Мудрости – Страх Господен» (Притч, 1:7)
(*2) Ин. 15:5
(*3) Имеется Сухопутный шляхетский корпус.
(*4) По-видимому, речь идет о посещении района Рудных Гор – горного массива, расположенного в Саксонии, неподалеку от Дрездена. Здесь еще с XII в. существовали серебряные рудники.
(*5) «…ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Матф. 13.15).
(*6) Имеются в виду супруга Бориса Владимировича; две их дочери, на тот момент находящиеся в Москве, – Екатерина (в браке Биллингс) и Наталья (в браке Машкова); и дочери Иосифа Биллингса – Елизавета (видимо, 1804 г.р.) и Надежда (1805 г.р.). Известно, что муж Надежды Осиповны, В.Д. Корнильев, называл ее в письмах «Нежинька», - видимо, это прозвище он заимствовал в ее родном доме. (См. Серова Л.В. Мы корни дерева. Часть 3. http://lit.lib.ru/s/serowa_l_w/text_0090.shtml )
Судя по этому перечислению, Борис Владимирович с супругой скорее всего живут вместе с семейством Биллингсов.


И.Б. Пестель, Е.И. Пестель – Павлу и Владимиру Пестелям
Л. 41 об. Адресовка: «Моим дорогим Друзьям Полю и Воло в Дрезден»

Тобольск, 30 ноября 1807

Дорогие дети, Поль и Воло!
Я давно не писал вам, дорогие друзья. Вы слишком хорошо понимаете мою нежность, чтобы не отдавать себе отчет в чувствах, которые я к вам питаю, и чтобы быть уверенными, что если я пишу к вам редко, то мои мысли по-прежнему всегда с вами.
16-го следующего месяца ваш день рождения, дорогой Воло. Вам пойдет 13-ый год, дорогой Друг. Самые сердечные пожелания и самые нежные отцовские благословения посылаю я вам. Не проходит ни дня, когда бы я не просил у Всевышнего, чтобы он направлял вас и следил за вами всеми, дорогие мои дети. – Я поздравляю вас с днем рождения и надеюсь, что в следующем году мы проведем его вместе. Да благословит вас Господь, милые Друзья, во весь следующий год, который скоро наступит. Передайте эти же пожелания по поводу нового года нашему лучшему Другу г[осподи]ну Зейделю. Обнимите его за меня дружески и скажите ему, чтобы он был так же //л. 40 об. доволен и счастлив, как я того желаю. – Он будет тогда счастливейшим из смертных.
Обнимите за меня милого Александра. Скажите ему, что я люблю его и благословляю нежно. Мои дела мешают мне написать вам больше в этот раз. – На этом я заканчиваю, уверяя вас в моих чувствах к вам, оставаясь сердцем и душой вашим нежным и преданным отцом.
P.
/Е.И./
18/30 декабря 1807
Дорогие и милые друзья. Завтра я уезжаю в Тобольск(*1), и, прежде чем уехать, хочу еще раз сказать вам, что я вас люблю и благословляю всем сердцем. Мысль, что я буду еще более удалена от вас, и что ваши письма будут идти еще дольше, меня бесконечно печалит, но зато я буду читать их вместе с вашим милым папенькой, который будет счастлив меня увидеть.
Возможно тогда мы установим момент нашей встречи с вами, добрые Дети, и это может заставить меня забыть нынешний, который так тяжело давит на мое сердце. Я молю Бога, чтобы он вас благословил, и обнимаю всех троих как самая нежная мать.

ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 477. Ч. 1. Пап. 1. Л. 40.
_________________________
(*1) По видимому, смерть Константина во многом определила желание Елизаветы Ивановны отправиться в Сибирь к мужу. Единственный из остающихся в Москве детей, Борис, остается в Москве учиться (ему 13 лет).


На прибытие Его Высокопревосходительства Ивана Борисовича Пестеля в Омске 1807 года (*1)

Возвеселись, предел славены,
Отколь усердие и труд
Сребро и камни драгоценны
Монарху на венец дают.
Се царь великий полусвета
К тебе любви вновь опыт оказал:
Царь, Ангел грома и совета
Тебе отца-начальника избрал.
Чтоб от степени близкой к царску трону
Он быстрым взором обнимал везде
Кто прижался неги к лону
И кто по должности всегда в труде.
Кто ж сим доверием прославлен
От государя-мудреца
Ты, наш почтенный гость, поставлен
Стране обширной за отца;
Ты богомудрый выбор царский
Своим умом и сердцем оправдал,
Край, прежде дикий, зауральский
Зарей покоя, счастья осиял.
Татарин, самоед, вогулы,
Киргиз, курилец, алеут,
Калмык, бухарец и даулы(*2)
Кто нас блаженней... вопиют;
Ты боле мудростью чем властью
Умеешь в нас сердца образовать.
Ты знаешь тайну как нам к счастью
Путем приятным, легким достигать.

ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 478. Л. 79.
_________________________________
(*1) Стихотворение написано по-русски. Автор неизвестен.
В первой четверти XIX века Омск – уездный город Тобольской губернии. Омская крепость была заложена в начале XVIII в. и входила в Иртышскую пограничную линию. Иван Борисович пишет в «Записке о службе»: «Я проехал по Иртышской линии, граничащей с Киргизской степью, от одного конца до другого, обсудил все выгоды, которые можно было извлечь для России из сношений с китайцами и кирзами». (Русский архив. 1875. № 4. С. 389.) Туда он направился из Тобольска. Посещение Омска происходило, видимо, в процессе поездки по крепостям Иртышской линии.
(*2) Самоеды – общее название народов, говорящих на языках самодийской группы (энцы, ненцы, нганасаны, селькупы и ряд ныне исчезнувших народов). Обитают на крайнем севере, как западнее Урала (Ненецкий АО), так и восточнее (Ямало-Ненецкий АО, Долгано-Ненецкий район Красноярского края). В настоящее время употребляется термин «самодийцы».
Вогулы – устаревшее название народа манси, относящегося к финно-уграм.
Киргизами в XVIII - XIX веке называли прежде всего казахов (также «киргиз-кайсаки», «степные киргизы»).
Бухарцы – этнографическая группа, это название фигурировало как национальность до начала XX в. При этом включались в него выходцы из Бухарского ханства, принадлежавшие исходно к разным народам. Сыграли заметную роль в формировании сибирских татар. В Тобольской губернии существовало несколько Бухарских волостей.
Даулы – непонятно, какой народ в точности имеется в виду. «Даул» - тюркский корень, может обозначать «смелый, дерзкий, ураган, барабан». У казахов известны имена Даул и Даулбай. Известны и другие имена и названия с этим корнем, в том числе и в относительной близости от Омска: после гибели Ермака в Иртыше его доспехи, по преданию, подобрал сподвижник Кучума мирза Кайдаул; аул Кайдаул до сих пор существует в Омской области. По-видимому, автор стихотворения употребил какое-то местное название части сибирских татар.


А.Е.Зейдель .

[1807]
(*1)
После 2-х лет напрасных просьб и приказаний вынуждает меня характер Поля, который находит удовольствие в своей собственной скверности, – выразить ему подобное пожелание письменно, хотя я охотно его вместо этого обнял. //л. 90
Усердие(*2), с которым он употребляет слово «друг» в своих письмах, – что было ему мною приказано, ибо тому, кто охотно исполняет всякий совпадающий с его собственным выбором приказ, и, следовательно, любит своего друга, нет нужды повторять одно и то же так часто, как Полю – итак, усердие(*3), с которым строптивый юноша употребляет слово «друг», ясно свидетельствует, что его сердце открыто для дружбы.
Пока я буду оставаться у Вас, во имя ваших родителей желаю Вам в особенности: послушания и неукоснительного исполнения Ваших обязанностей без того, чтобы Вам об этом напоминали. Не думайте о себе, это все, чего я Вам желаю и повторяю это еще раз.

ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 478. Лл. 89 -90.
(*1) Письмо написано по-немецки. Письмо не датировано, датируется предположительно, по упоминанию 2-х летнего срока – от времени, когда Зейдель становится воспитателем братьев.
(*2) Слово написано по-французски.
(*3) Опять-таки по-французски.


1808


И. Б. Пестель – Павлу и Владимиру Пестелям. (*1)

Тобольск , 11/23 апреля 1808

Мои нежно любимые дети Пауль и Воло.
Долго не писал я Вам, мои дорогие. Однако же, если бы Вы знали, с каким постоянством я занят этими запутанными и большей частью неприятными делами моей службы, то вы бы убедились, как мало я могу иметь настроения и способностей, чтобы вести переписку(*2), где одно лишь сердце говорит, а это ведь по сути единственное, что между мной и Вами, мои дорогие дети, может иметь место. – Упаси Вас Бог! сделать отсюда вывод, что мои дела хоть в самой ничтожной степени могут уменьшить теплое чувство моей нежности к Вам. – Нет, милые дорогие дети. – Не проходит ни дня, когда бы я ни думал о Вас с нежностью. – С горючими слезами на глазах не обращал бы усерднейшую молитву за Вас к нашему Творцу. – Еще на прошлой неделе. – Как на Страстной неделе нашего Спасителя и Искупителя, когда я, как обычно со всеми нашими, подходил к Святому Причастию. – Да! в эту для каждого истинного христианина столь высоко значимую неделю, я за Вас, мои дорогие дети, проливая потоки нежнейших сладчайших слез, - молился. Я представлял //л. 42 об. себе, как Вы, вероятно, на этой неделе в первый раз подходите к святому Причастию(*3). – Ах! если бы Вы только могли, мои возлюбленные дети, научиться вполне осознавать всю важность этого Причастия. Пусть служит оно Вам на протяжении всей Вашей жизни истинным утешением и опорой. Вера истинного духа есть величайшее счастье не только в этой, но также и в той жизни. Ибо эта вера освещает нам не только наш здешний земной путь и все с ним связанные столь разнообразные заботы и затруднения, но и укрепляет все более нашу уверенность в будущей небесной жизни. – Какая иная вера – какие иные принципы, они могут также еще и такой философский подъем иметь, и на таких ужасных химерах основываться, могут нам в нашей нынешней и будущей жизни обеспечить успокоение, которое истинная церковная религия нам в таком изобилии предоставляет. – Простейшие – каждому простодушнейшему человеку внятные принципы учения Иисуса Христа кажутся этим, столь умными полагающим себя, людям, слишком будничными, слишком ясными, чтобы они могли исходить от Всевышнего. Они не довольствуются этим. //л. 43 Они ищут запутанных, не каждому ясных, понятных принципов. – Посредством этих изысканий они совершенно лишаются душевного покоя. – Вследствие того, что они не находят ничего, что может быть им успокоением, их бытие становится им в тягость, и их души в своей глубине (которую они затем чаще всего стараются скрыть от своих ближних) становятся беспокойны и недовольны, и в конце, еще на краю могилы, они завершают свой земной путь, так и не познав в своей жизни ни одного часа, в самом себе счастливого и довольного, основанного на истинном спокойствии души.
Ничто не может сравниться со счастливым чувством истинного духа. Когда он в уголке своего жилища дает Творцу отчет о самом себе. Когда он затем утешение и довольство для своей опечаленной души – для своей боязливой совести находит. – Мой собственный опыт, мои дорогие дети, производит то, что я ничего так страстно не желаю и готов за это пожертвовать во всякое мгновение своей жизнью, если бы за это можно было приобрести то, что Вас, мои любимые, посредством истинной веры духа, сделает такими же счастливыми, каким я так часто бываю в своей жизни.//л. 43 об. Об этом я весьма настоятельно молю нашего Творца и Спасителя в своей сокровенной молитве за Вас.
Как охотно я бы Вас, мои дорогие, сам повел к первому причастию, к престолу Господа! – Как желал бы я добавить что-нибудь к тому первому впечатлению, которое это столь важное действие произвело на Ваши еще нежные сердца, или должно было произвести. – Ах! мои дорогие друзья, если бы вы застали меня во время моей молитвы за Вас – и даже если бы Вы могли видеть меня в момент, когда я это пишу. – Без сомнения, мое состояние убедило бы Вас, как искренне, как страстно я желаю, чтобы единственное истинное и совершенное счастье, какое только существует для человечества, истинная религиозная вера, было Вам доступно и сделало бы Вас столь же счастливыми, каким и я посредством этого являюсь. – Это желание и эту мою молитву я усиливаю еще и тем, что возлагаю мои отцовские руки на Ваши головы, и, хотя и в мыслях, однако в присутствии Всемогущего и Всезнающего и со слезами на глазах, даю Вам мое благословение, тем временем я Вас обнимаю с чувством искреннейшей нежности, как Ваш лучший друг и любящий отец.
Р.
Р. S. Нашего общего дорогого любимого друга Господина Зейделя обнимаю с любовью и дружбой.

ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 477. Ч. 1. Пап. 1. Лл. 42 – 43 об.
_______________________________
(*1) Письмо написано по-немецки.
(*2) Слово написано по-французски.
(*3) Конфирмация (первое причастие) происходит у лютеран по достижении 14 лет. В бумагах Павла Пестеля, взятых при обыске в его доме, сохранился подписанный им текст конфирмационного обещания («Исповедание веры» ГА РФ. Фонд Следственного Комитета), написанное его рукой и подписанное им.

Comments

( 2 подшито и пронумеровано — отправить запрос )
naiwen
Jun. 2nd, 2016 03:04 am (UTC)
(на всякий случай) я скопировала и утащила весь комплекс на работу, потому что сразу с утра не успеваю прочесть. Обязательно прочту и напишу!
odna_zmeia
Jun. 2nd, 2016 09:41 am (UTC)
Спасибо, буду ждать.:)
( 2 подшито и пронумеровано — отправить запрос )