?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Навеяно постом хозяина кота Этцеля о миссионерах 20 века. Размышляя о людях, повлиявших на мое обращение к христианству, я вспомнила, что довольно давно собиралась, по примеру Терн, рассказать свои семейные истории.
Пожалуй, наиболее важна и ценна для меня сейчас история жизни моего прадеда Василия Моисеевича Соколова.
Передо мной фотография - собственно, их сохранилась целая пачка одинаковых, фотографии с визитки. Длинноволосый, с окладистой бородой старец в священническом облачении, взгляд пронзительный, цепкий. На обороте карточки надпись - "Отец Василий Соколов, протоиерей Евпаторийского собора". Родился в 1863 году в селе Александровка Царицынского уезда Саратовской губернии. Отец умер рано, мать осталась одна с двумя сыновьями, бедствовала, еле сводила концы с концами. Была у неграмотной крестьянки Матрены Ивановны Соколовой цель жизни - дать образование своим детям. Откуда такие мысли в такой глуши и в такое время, не знаю, знаю, что сама она была неграмотной, но мечту свою исполнила. Младший, Александр, стал псаломщиком в церкви все той же Александровки, старший, Василий, о котором и пойдет рассказ,:) достиг куда большего. Он закончил Саратовскую духовную семинарию, потом Казанскую духовную академию, но, поскольку все еще не был женат, остался преподавателем в Саратовском епархиальном училище (если кто не знает - учебное заведение, где получали среднее образование девочки из семей духовенства:)). Итогом была женитьба на одной из учениц, Римме Ивановне Фиолетовой (историю барышень Фиолетовых я здесь рассказывать не буду, это отдельная песня:)). Сохранилась фотография, сделанная вскоре после свадьбы - ясные, чистые, совершенно счастливые лица, они крепко-крепко держатся за руки...
Вскоре после этого он наконец получил сан и стал вторым священником Вознесенской Сенновской церкви губернского города Саратова… Церкви этой, как и многих других, в Саратове не сохранилось, как я понимаю, находилась она где-то возле нынешнего Сенного рынка. Было у них пятеро детей, но выжили трое - моя бабушка и двое ее братьев, и так все и было - до 1905 года. Как говорила одна моя коллега, "если вы не помните, в октябре 1905 года в Москве было вооруженное восстание".:) И было в то время еще много всякой дряни, в том числе в Саратове - еврейские погромы, и отец Василий по собственному почину прятал близживущих евреев в подвале церкви, в которой служил. Может быть, все бы и обошлось, но благодарные спасенные выразили благодарность своему спасителю в газете, причем даже не местной, а Петербургской.:) Трения с консисторией и настоятелем храма, и без того, видимо, уже существовавшие, закончились грустно - увольнением со службы.:( Но, к счастью, уже через несколько месяцев нашлось место - место настоятеля только что освященного к тому времени собора города Евпатории, в Крыму.
И было… Все было хорошо на самом деле. Дом на набережной - огромные окна, серые львы на крыльце. Дети, выросшие в южном городе. Яхта, на которой он в шторм выходил в море - просто так, не за рыбой, а потому, что любил шторм - сын крестьянки, выросший в астраханской степи. В молодости переболев туберкулезом, он никогда не выходил из дома без калош и зонтика, но шторма пропустить не мог.
Было уважение и любовь жителей города, был (и до сих пор есть!) евпаторийский трамвай, пущенный его стараниями раньше, чем петербургский, это чуть ли не второй трамвай в России - после Москвы. Тетка моя после войны еще застала те самые вагоны - с деревянными скамейками вдоль, а не поперек салона. Первый маршрут от центра до лимана, до грязелечебницы, чтобы приехавшим лечиться не трястись в такую даль по степной пылище.
"Все изменила революция".:) Отец Василий продолжал служить до самого закрытия собора - года до 22-23-го, кажется, но и впоследствии до самой своей смерти он продолжал ходить в рясе, отказываясь слушать уговоры детей "не нарываться": "Меня никто не лишал сана". Ему невероятно, просто фантастически везло, хотя мы-то знаем:) - Бог хранил его. Однажды году в 22-м он поехал в гости к старшему сыну в Петроград. Стоял на перроне в ожидании поезда - как всегда, в рясе, калошах и с зонтиком. Так его и арестовали, прихватив заодно в делегацией, кажется, эсеров, направлявшихся в Москву на что-то жаловаться.:( Матушка Римма узнала сразу же - как я уже сказала, их очень уважали в городе. Пометавшись и ничего не придумав, она дала телеграмму сыну. Сергей Васильевич, "дядя Сережа", как называли его у нас дома, к тому времени уже был главным инженером "Электросилы". Он тоже не смог ничего придумать и отбил в Евпаторию телеграмму следующего содержания: "Евпаторийскому ЧК. Требую освободить моего отца В.М. Соколова. С.В. Соколов."
На следующий день отца Василия освободили - видимо, тамошние чекисты решили, что этот С.В. Соколов имеет какое-то право требовать, и на всякий случай выпустили. Его-то выпустили, а вот сидевших с ним в одной камере эсеров в ту же ночь расстреляли.:(
Перед войной и во время войны они жили в Самаре. Вот оттуда в 1941 году отец Василий и сбежал на фронт. Сняли его с поезда уже довольно далеко от города, и на отчаянный вопрос сына: "Папа, зачем ты это сделал?" - последовал абсолютно убедительный ответ: "Потому что сейчас я нужен своей стране".
Он умер в Самаре в 1943 году 80-ти с лишним лет от роду в здравом уме и трезвой памяти, так, как дай Бог умереть нам всем - заснул и не проснулся.
Дети его выросли хорошими людьми, но полными атеистами. Как уж так получилось, я не знаю, но уповаю на то, что милостью Божьей отец Василий и матушка Римма ныне в Царствии Небесном, и вот еще что косвенно убеждает меня в этом:
Волею того самого неслучайного Случая меня крестили в возрасте 3-х лет в том самом Евпаторийском соборе, к 1971-му году вновь ставшем действующим, настоятелем которого был он когда-то. В Евпаторию меня возили на грязи - по суровой необходимости, а не от блажи. И вот не хватало моей замученной маме, чтобы и без того больной ребенок вдруг ни с того, ни с сего начал заикаться. Хозяева комнаты, которую мы снимали, посоветовали обратиться "к бабке", "бабка" первым делом спросила, крещен ли ребенок и развернула нас с порога. Так меня крестили, и надо ли говорить, что заикание прошло практически бесследно? Полагаю только, "бабка" здесь совершенно ни при чем.:)

Я надеюсь, мне простится эта внезапная патетика,:) просто с годами прадед, которого я никогда не видела, почему-то значит для меня все больше.

Comments

( 6 подшито и пронумеровано — отправить запрос )
hild_0
Nov. 26th, 2004 08:16 am (UTC)
спасибо. хорошо это и, в общем, понятно, что значит все больше. замечательные у вас родичи!
anoriel
Nov. 26th, 2004 08:56 am (UTC)
Хорошо...
naiwen
Nov. 26th, 2004 09:50 am (UTC)
Я собиралась там написать хозяину кота Этцеля о том, что "выдающийся миссионер" - это не обязательно и не всегда человек, который пишет какие-то книги о христианстве, вообще не обязательно человек, от которого остались внятные письменные свидетельства (это к вопросу о приведении цитат). Есть люди, которые не книгами, а всей своей жизнью свидетельствуют об Истине - даже если не говорят и не пишут непрерывно об этом. Мне кажется, такого человека можно назвать хорошим миссионером.
arelein
Nov. 26th, 2004 02:09 pm (UTC)
Спасибо, Натали.
fredmaj
Nov. 26th, 2004 02:11 pm (UTC)
В тему (не столько миссионерскую, сколько именно в тему пра-дедов) вспомнил историю о собственном предке. Только мне он, кажется, пра-прадед по линии отца (вернее - матери отца, вот, какая точность:)!), а имени его я уже не помню, к тому же и фото от него не осталось. А осталась - история о парне, который лет в 20, что ли, разочаровался в религии (он - поляк, соответственно, разочаровался, получается, в католичестве) и ушел искать праведной веры. Вот так - взял и ушел. Из дому (тянет прибавить "никому не сказав", но за это я тем более не поручусь. Наверное, все же - сказал;)). 17 лет его носило... много где, "великий пеший ходилец" был, не иначе... Кажется, он перепробовал около 10 конфессий в общей сложности (если можно употреблять это слово не только в применении к христианству, т.к. пра-прадед умудрился начать с ислама и дошел до буддизма, индуизма и чего-то еще). Не удивлюсь, если окажется, что 10 - цифра еще скромная, мало ли?
Побродив по свету, он вернулся домой, правда, о том, нашел ли праведную веру, и, если да, то какую именно - об этом история, к сожалению, умалчивает. Женился он уже на православной девушке, так что - может, это и был итог его поисков?
Кстати же, прожил этот предок 104 года, да и то - про его смерть ничего не известно: ушел к внучке в гости в соседнее село и пропал. Время было более-менее спокойное, волков не было, да и тела не нашли, хотя искали. Так что пра-прадед просто "ушел". Куда-то. Может, еще что-то искать? :)
eregwen
Nov. 27th, 2004 01:15 pm (UTC)
Натали, урра! Я дождалась. :) Спасибо.

Но раз сказала "а", то теперь давай про барышень Фиолетовых - хватит дразниться смутными намеками. :)
( 6 подшито и пронумеровано — отправить запрос )