?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Немного об этике

Мне надоело. Ассиди, все, лопнуло мое терпение. Довести, наверно, можно и святого, а я не свята.
Ты у Алдамара в ЖЖ сказала, что в сложившейся ситуации тебя волнуют проблемы этики. Так вот, я о ней. О том, как выглядят твои поступки с точки зрения этой самой этики .

Я знаю тебя и в сети и в реале уже около трех лет. За это время я открыла для себя много нового - настолько много, что, не выдержав, делюсь своими размышлениями со всем миром.:)

Осенью 2001 года на Зиланте ты показалась мне умелой эмоциональной шантажисткой - и только. Очень умелой, очень чуткой, с развитым инстинктом чуять своих потенциальных жертв - и все. Собственно, это впечатление не изменилось, тут все по-прежнему. Видимо, первое слово, которое ты выучила, было: "Дай!", - а второе - "Мяяяяяу!" На самом деле это разные слова для выражения одного и того же - нужды и утробной потребности. Жажда такая ненасытная, когда всего мало, когда весь мир тебе должен - деньги на билет домой, письмо, разговор, телефонный звонок, сухую юбку, порцию шашлыков... Список продолжать? Дай! - говоришь ты на вокзале незнакомым парням, и они покроно лезут в кошельки, а ты не то что не благодаришь, до даже и для приличия не интересуешься их телефонами и адресами, чтобы вернуть взятое в долг. У тебя нет долгов - долг у всего мира к тебе. Должно быть, от такого напора люди обычно дают то, что тебе в тот момент нужно, а иначе... Иначе будет такой крик, такие жалобы... "А, знаю, я никому не нужна, я уйду в цивил, это мой последний Зилант, вы все за моей спиной сговариваетесь, это тебя Натали подговаривает со мной не общаться!" Где-то я это слышала - кажется, в начальной школе. Не водись с этой, водись с той, а если ты с ней водиться будешь, то я с тобой водиться не буду! Что же, инфантилизм - не самый страшный грех, наверно, и я бы согласилась с этим... И инфантилизм, и рассчетливое использование людей, особенно по природе добрых и беззащиных перед нахальством... Только из-за этого я не стала бы писать сего трактата об этике в одном вполне конкретном приложении - не стала бы, если бы в свете последних событий не вспомнила, что год назад приходила мне в голову еще одна мысль об Ассиди - и я ее сейчас озвучу, ибо наболело.

Главная проблема тех, кто общается с тобой - не в инфантильности и не в этой привычке к шантажу. Это хуже инфантильности, я назвала бы это - неразличением добра и зла. Вот ведь, тоже считала, что нравственное чувство у людей врожденное, а Ассиди - живое опровержение этому. Ибо даже шестилетние дети так себя не ведут, они уже имеют представление о подобных абстрактных категориях. Так действуют трехлетки, у которых хорошо и плохо - это когда хорошо мне и плохо мне. Два дня ты кричишь на всех углах о неэтичности поступка Фреда. Во всех встреченных ЖЖ, в открытых и закрытых постах. О боли, предательстве, освобождении и облегчении. Стихами и прозой. Обидели, предали, бросили - тебя. Надругались - над тобой. Оставляя в стороне суть произошедшего (поверь, мне она сейчас не важна, мне плевать уже на лог), я хочу напомнить тебе и всем читающим это, как обычно в таких случаях ведешь себя ты. С каким поразительный бесстыдством обнародуешь чужие тайны, с какой легкостью делаешь всеобщим достоянием чужую жизнь, чужую душу, чужую боль. Два года я молча наблюдаю, как ты беззастенчиво публично полощешь других людей, прикрывшись, как фиговым листком, другими именами в своих фэндомских рассказах. И ведь даже сказать ничего нельзя, нечего сказать, за руку не схватишь - никто не назван! И сейчас ты думаешь. что можешь продолжать в том же духе - ты, якобы пострадавшая сторона. Не будет этого. Хватит.

Летом 2002 года на одном из подписных листов ты просила Раису поделиться подробностями своей квенты и, когда она отказалась, сообщив, что личной информацией не делится, создала виртуала и написала ей письмо. Я не буду даже говорить здесь, что с моей точки зрения оправдания созданию виртуала нет, я о другом - о том, что сделала ты, не получив ответа. Ты выждала две недели, пока Рая вернется из отпуска, а потом запостила на тот же лист рассказик - о злой тектологине, обижающей бедного новичка. Подробности о виртуале, разумеется, были опущены, да и зачем? А потом ты выложила рассказик на сайт - чтобы прочая читающая публика могла доподлинно уяснить, как именно злая высокомерная Раиса обидела Тинуилас, не пожелав делиться с ней подробностями личной квенты. Ассиди, надо ли мне здесь говорить, что личная квента каждого человека - это приватная информация? Вот этот рассказ.

Осенью того же года Фирнвен не дала Эйлиан роли Финрода на своей игре. Последствия этой истории были крайне разнообразны, нас же сейчас интересует ровно одно из них - они поссорились. Посссорились и поссорились, мало ли с кем не бывает? Ты дружишь с Эйлиан, ты была в курсе этйо истории, полагаю, тебя не удивит (или все-таки удивит?), что в курсе были и друзья Фирнвен? Ничего тут такого нет - и не было бы, если бы ты... Если бы ты не написала еще один рассказик, и с двумя вариантами концовки выложила на тот же лист, куда, кстати, подписана и Фирнвен - с двуми вариантами концовки, а потом еще мило просила посветовать, какую концовку выбрать. И еще один вопрос ты задавала, там же или на другом листе - в любом случае на обоих Тас присутствует; помнишь: "Надеюсь, никто никого не узнал?" Вот они, оба: вариант первый
вариант второй
Меня и тогда, и сейчас интересовало одно - ты правда не понимаешь, что ты делаешь, или только делаешь вид? Не понимаешь, что влезла в чужую жизнь, что представила всему миру приватную информацию, что публично вылила на человека ведро помоев? Нет, я все же склоняюсь к мысли, что понимала, тогда, по крайней мере, понимала, иначе откуда этот вопрос: "Никто никого не узнал?"
Мы промолчали - тогда. Мы все, узнавшие героев этой истории. Прошел год, будет честно назвать вещи своими именами: предательница Кэт - Фирнвен, Индис - нечто среднее между мной и Раисой, злодейка-текстолог, одним словом. Мы молчали, тем самым становясь соучастниками травли. Молчали год, и я до сих пор считаю себя виноватой перед Таис - за то, что позволила тебе безнаказанно оскорблять ее, сохраняя при этом невинный вид. Я пишу это отчасти еще и поэтому. Тас, прости , что вступаюсь только сейчас.

Продолжать? Как ты думаешь, почему прототип героини вот этого рассказа с тобой не здоровается? По какому праву ты публично препарируешь чужую душу?
Только не говори мне, что это художественное произведение, и ты имеешь право на вымысел - нигде из названного мной не измышлено ничего, кроме имен. Более того, что-то подсказывает мне, что ты хотела, чтобы героев узнали. Зачем? Это такое средство борьбы со злодеями, надежное средство, дающее гарантию полной безнаказанности?

Но что я все о прошлом? А вот и дальнейшие творческие планы: заготовка на будущее. Рассказать сюжет? Я уже могу: о некоем предателе, который мог бы быть хорошим человеком, но подпал под влияние дурной компании, нагадил там где ел (с, И.В. Сталин), не смог ответить по заслугам за свои поступки и свалил все на свору своих друзей, злобных текстологов, которые рвут на МЕЛКИЕ тряпки всех не-своих, и хорошим героям остается только освободиться от груза прошлого и с новыми силами двигаться вперед и вверх.
Вот такое выходит кривое зеркало этики - одно для своих, другое прочим. Да и что с ними церемониться, право слово?
Напоследок - свежее, сегодняшнее: весь пост
сам комментарий.
Там Ассиди рассказывает в открытом сообщении, как она распоряжалась приватной информацией. Упоминаются, кстати, и распечатки - не их ли приводила Мэй Фреду как пример того, как поступать не надо? Нет, я понимаю, понимаю, Диэр - чужая, что с ней церемониться-то? Я не Диэр защищаю, поверьте, я просто не понимаю - откуда этот двойной счет?

Душа, квента, внутренний мир - неприкосновенен всегда, даже если они не твои. "Не лезь ногами в душу ближнего своего, даже если ты их чисто вытер."

Наверно, мне было бы что еще сказать, наверно... Не могу, меня мутит уже, если честно.
Последнее, теперь уже последнее. Я имела доступ - законный, уверяю тебя - к некоторому, очень небольшому. к счастью для меня, количеству закрытых сообщений по интересующей нас теме - за эти два дня. Собственно, именно это в значительной степени и заставило меня сделать то, что я сейчас делаю. Твоя всегдашняя безнаказанность, невинность человека, не осознающего смысла своих поступков. Есть в развязанной тобой травле что-то неуловимо орочье, ты не находишь? Больше этого не будет. Никогда больше я не стану молчаливым наблюдателем - и тем самым соучастником чужого унижения. Довольно с меня.

Comments

(Anonymous)
Dec. 16th, 2003 05:55 pm (UTC)
Re: Взгляд со стороны
Хатуль, А ты вспомни, что ты написал в отзывал на "Сказку"? А? За что ты Скауйокера с Вейдером там упрекал? за то, что в этом романе с ключом можно узнать прототипы героев. А Ассиди можно. Она же белая и пушистая.

Ты упорно закрываешь глаза на то, что она делает, на ее крайний эгоизм. Ты здорово поддаешься на эмоциональный шантаж. А как же, Ассиди ведь не задает неудобных вопросов и муркает в меру.

И ты извини, но все, кто читал рассказы Ассиди, прекрасно знали, кого она там изображает. Не в вакууме живем. Никакой тайны тут нет.

Кинн
khatul
Dec. 16th, 2003 06:11 pm (UTC)
Re: Взгляд со стороны
Кэтрин, при этом "Сказка" - одно из моих любимых произведений, и это я ТОЖЕ писал. (Кстати, "Сказка" и тексты Ассиди действительно из одного теста, верно подмечено).

А кого Ассиди изображает, я, например, не знал. Ну, в 2 случаях догадался, а в остальных и не пытался. И Ассиди пишет не "обличаловку", а (в крайнем случае полудокументальную) прозу. Это не плакат: А не пустила Б на игру Финродом, А бяка, Б бедненькая. Это кусок жизни, и всех - и А, и Б - можно так или иначе понять, можно встать на их место. Возьми, к примеру, "Хэлкалахту". Или новый рассказ про крушение поезда, как его бишь.

(Anonymous)
Dec. 16th, 2003 06:23 pm (UTC)
Re: Взгляд со стороны
Извини, дорогой, они принципиально из РАЗНОГО теста. Не приписывай мне того.ч гео я не говорила. Объединяет тексты Ассиди со "сказкой" ровно одно -у персонажей етьс прототипы, знакомые большинству читателей.

И извини, но "полудокументальная проза" Ассиди имеет одну характерную черту: ее альтер-эго там всегда незаслуженно обиженный, страдательный и очень-очень хороший персонаж, остальные... как придется. И это именно плакат. Извини, я буквально фигею от таких протокольных - именно что протокольных, диктофонных - текстушек. Это не творчество.
Творчества как такового у Ассиди нет. Сплошь пережеванное.

хатуль, ты долго и упорно облизваешь Ассиди, но это ыт делашеь зря. Эгоистам такой степени облизвание противопоказано.

Кинн
ramendik
Dec. 18th, 2003 03:14 am (UTC)
Ничего себе "не творчество"
Произведения Ассиди - "этнография", художественное описание жизни тусовки. Когда я своей цивильной жене хотел показать, что такое ролевики, я её посадил читать "Гжмпэй районного масштаба". А если захочу показать, что такое глюколовы - ещё много что выдам. Это куда проще, чем со всеми знакомить личноЮ а потом долго и нудно комментировать.

Художественная этнография - давно существующий жанр (хотя, быть может, я его не совсем правильно называю). Не из него ли вырос, например, вестерн? Причём "вырос" или "деградировал" - ещё вопрос. Но первые ковбойские романы не ыли ли стилизацией того, что происходило вокруг авторов?

Да что там. Можно конкретные произведения называть. Когда нам в "Унесённых ветром" автор пробует дать разрез общества Юга США, причём со своей специфической точки зрения, в чём-то ВЕСЬМА похожей на взгляд Ассиди (обиженность там такая, что Ассиди тихо отдыхает) - чем это так уж плохо?

Или это лучше Ассиди отсутствием "ключа" - а Вы уверены, что он там отсутствует? По меньшей мере, мне с некоторыми знаниями по истории того периода в фильме (даже в фильме!) видно кучу моментов, которые российский зритель не замечает. А если бы копнуть совсем глубоко - могут и прототипы многих личностей обнаружиться. Как минимум "частичные". То есть с "Унесёнными ветром" сравним как минимум "Гэмпэй", где были косвенные, а не прямые прототипы.

(Кстати, если кому-то кажется, что отличие в отсутствии для "Унесённых ветром" непосредственной эмоциональной значимости событий для читателя - могу сообщить, что _там_ и _тогда_ значимость была не меньше).

В общем, заявления о том, что произведения Ассиди - "не творчество", категорически не обоснованы. Это творчество, притом вполне определённого и достаточно уважаемого жанра. И, что интересно, обладающее некой преемственностью от классических произведений этого жанра (хотя я не уверен, что сама Ассиди об этом догадывается, и не рванёт пересматривать "Унесённых" только после почтения этого коммента :)

И если лет через пятьдесят кому-то захочется достаточно быстро составить представление о жизни российского фэндома конца XX - начала XXI века, то этот "кто-то" обратится, вполне возможно, именно к произведениям Ассиди.
firnwen
Dec. 18th, 2003 05:32 am (UTC)
Еще раз для упорных и милосердных.
Миша, этнография — это этнография. А свинство — это свинство. Использование приватной информации без разрешения ближе ко второму, чем к первому, ты не находишь?

Упомянутый Хатулем рассказ Раисы по твоей классификации — этнография. Знаешь, в чем его принципиальное отличие (оно не единственное, но оно имеет отношение к теме беседы) от того, что ты защищаешь? Очень просто: Раиса заранее спросила разрешения на цитаты и аллюзии у прототипов.