?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рабочее

По сложной ассоциации с вот этим постом Холлен о подтверждении дворянства.
К нам, как известно, приходят письма. Разные бывают письмо, к примеру, несколько лет назад пришло письмо от женщины из Подмосковья, довольно молодой, моей ровесницы,:) с просьбой подтвердить дворянство ее мужа по фамилии Ломоносов - "он очень похож на Михаила Васильевича, такие же стихи пишет". (это была цитата.) Прикладывалась ксерокопия с портрета Ломоносова.:) Отправили мы деву в Гос. архив Архангельской области (потому что отправить совсем не имеем права) - пусть ей там объясняют, что М.В. Ломоносов происхождения был совсем не дворянского.
А сегодня читаю еще одно письмо - от женщины из г. Находка Приморского края. Толстый такой пакет, к запросу приложены ксеропокии семейных фотографий, подлинных документов - не в каждом доме такое сохранилось.

Кутузова Татьяна Петровна, в замужестве Нуварьева, бабушка нашей заявительницы, родилась в Москве 7 яеваря 1878 года. Дворянка, дочь титулярного советника (все документы есть, ничего доказывать не надо, хотя дворянство там могло быть, судя по чину отца, не наследственное, а выслуженное, или просто семья очень бедная). В 1900 году поступила, а в 1902 году закончила Повивальный институт ведомства учреждений императрицы Марии (это при Московском воспитательном доме). (Ксерокопия свидетельства об окончании прилагается.) А дальше в 1903 году уехала в Смоленскую губернию и поступила акушеркой в Пречистенский земский врачебный пункт Духовщинского уезда Смоленской губернии, где и прослужила 12 лет. ("При прохождении службы г. Нуварьева-Кутузова отличалась знанием своего дела и в высшей степени добросовестным к нему отношением, всецело и с любовью отдавалась делу помощи населению, чем приобрела от него искреннюю признательность и оставила по себе самое лестное воспоминание." - это удостоверение Духовщинской цездной земской управы, тоже ксерокопия.) В 1912 году перешла на должность акушерки в земскую больницу уездного города Духовщина - и там и служила. (Земство было таким... человеческим, если можно так выразиться, учреждением - такие документы в земских фондах попадаются нередко.)
Если кто не представляет: земский врачебный пункт - это сельская амбулатория, где работают два-три человека, а вокруг смоленские деревни и местное население, не имеющее в большинстве своем даже понятия и медицине и элементарной гигиене, женщины, рожающие в поле, в коровнике. Люди, служившие в земстве, на таких должностях, были энтузиастами, пытавшимися вычерпать море ложкой - они работали там, потому что хотели помочь людям. И помогали - насколько это было в их силах.
В 1905 году она вышла замуж за лесного обходчика (ну то есть лесничего) С.С. Нуварьева - из крестьян Тульской губернии, окончившего - так, между прочим, прогимназию, а потом Одоевскую лесную школу (я оставляю за кадром комментарии о том, как сложно было такому ребенку получить хоть какое-то образование). В 1909 году муж умер, и она осталась одна с двумя детьми. Остальное я опускаю, а то никогда не закончу.:)

Так вот, как вы думаете, чего же хочет внучка этой женщины? Да, все просто - подтверждения дворянства своей бабушки - в виде "свидетельства" (цитата) на имя ее, заявительницы, сына - с указанием его, сына, родства, с прабабушкой, а той, в свою очередь... с полководцем М.И. Кутузовым. "Я слышала, в Москве потомки М.И. Кутузова даже собираются..." (тоже цитата).

И по правилам я обязана ей ответить: "На Ваш запрос сообщаем, что исполнение запросов является в архиве платной услугой. Для начала исполнения запроса Вам необходимо перечислить на счет Главархива Москвы предоплату в размере..." А еще я напишу, что мы не занимаемся подтверждением родства, что это не к нам, это в суд или в ЗАГС...
А хочется мне ей ответить: "Зачем это вам? Зачем дурацкий бантик в виде родства с М.И. Кутузовым (совершенно липового, много было в России дворян Кутузовых, и не дворян тоже)? Почему вы не можете просто так гордиться вашей бабушкой, а вам есть чем гордиться, уверяю вас. Или давайте я вам расскажу о женском образовании в России, давайте я вам расскажу о земстве, о том, что это такое тогда было - смоленская деревня, давайте вы почитаете Чехова или Булгакова..."
Но земский врач - это так буднично, так неромантично. Не понимаю, я бы на ее месте гордилась.

Comments

( 19 подшито и пронумеровано — отправить запрос )
moremaiwe
Aug. 3rd, 2006 07:56 pm (UTC)
Да, интересно. Кем же ты работаешь и где?
odna_zmeia
Aug. 3rd, 2006 08:27 pm (UTC)
Я работаю в отделе использования документовв Историческом архиве города Москвы.
Занимаюсь именно тем, что примерно и написала - провожу... ну, не ислледования для заявителей, т.е. для всех желающих - частных лиц или учреждений, но... а, поняла, как сформулировать! Ищу для них в архиве интересующую их информацию.
hild_0
Aug. 3rd, 2006 08:31 pm (UTC)
Змеи, какая потрясающая история... И обычная и необыкновенная, какие люди... А можно, большую и очень наглую просьбу? Если все будет нормально, если будет время - расскажешь мне по приезде - про историю эту, и про женское образование и про земство. Немного читала, но сейчас осознаю, что знаю на самом деле очень мало и поверхностно...
odna_zmeia
Aug. 3rd, 2006 08:39 pm (UTC)
Конечно, только ты мне напомни, если я забуду или к слову не придется, хорошо?
hild_0
Aug. 4th, 2006 03:44 am (UTC)
Спасибо! Да, конечно, постараюсь не забыть, потому что правда хочется услышать. На самом деле очень мало знаю об истории, особенно России, а Ты знаешь очень много и так замечательно рассказываешь...
el_d
Aug. 3rd, 2006 10:47 pm (UTC)
Да. Не родством с Кутузовым - а именно такой бабушкой - да и дедом, кстати.

С уважением,
Антрекот
odna_zmeia
Aug. 4th, 2006 03:20 pm (UTC)
Ну да, именно!
Такого количества сохранившихся на руках документов я, похоже, и не видела. Два земских удостоверения (одно я цитировала, там было еще одно), выписка из метрической книги, свидетельство об окончании Повивального института, формудярный список деда, того самого лесничего!
И большинство из них невосттановимы - потому что в Смоленске после войны мало что осталось.:(
Все знают - и не ценят совершеноо.:(
anoriel
Aug. 4th, 2006 06:30 am (UTC)
Да, не там люди ищут романтику..
fredmaj
Aug. 4th, 2006 07:09 am (UTC)
Я говорил - может, ей _действительно_ надо это для сына - чтобы он хоть этим гордился? а то, может, сидит такой... 1964 года рождения, и думает - мол, без роду мы, без племени, прабабка - врач, так это фигня, поеду-ка я в Японию, что меня тут держит? А мама - может быть, вот так старается показать, что есть то, что держит?
/правда, моя версия причины выглядит тоже романтикой, но - мало ли?/
Хотя - что я знаю про земскую медицину - так "тот-самый-Кутузов" в качестве предка робко курит в углу, жмуря единственный глаз. :-)
murmyak
Aug. 4th, 2006 12:40 pm (UTC)
А действительно, написали бы вы с Натали про земство? Я вот тоже практически ничего не знаю... ну, представляю по тому же Чехову, скажем - но не более... А интересно.
odna_zmeia
Aug. 4th, 2006 03:14 pm (UTC)
Ой, это на самом деле большая тема, но я боюсь, что у меня образования не хватит об этом рассказать.:( Может быть, подумаю, как сделать.
Если резюмировать, то Российскую империю как государство я люблю не очень-то и по "России, которую мы потеряли", не ностальгирую, а земство как учреждение и земцев, людей, которые в нем служили, уважаю безмерно, и каждый день работы меня в этом укрепляет. Имхо, за 60 лет своего существования они сделали для своей страны больше, чем до этого императорская власть.
odna_zmeia
Aug. 4th, 2006 03:16 pm (UTC)
Добрый ты... Мне показалась, она о дворянском собрании мечтает.:)
intent_reader
Aug. 4th, 2006 07:59 am (UTC)
Слегка ОФФ
Лет десять назад было. Звонит мне на домашний, между прочим, телефон некто: "Здравствуйте, извините, вы не скажете, когда родился и умер Николай Второй?". Я говорю, что это, мол, квартира. "Ну и что, может быть, вы случайно знаете?" Я сказала, как помнила. "Дело в том, что я наследник"... И потом он мне долго это доказывал. Я сидела и слушала, потому что было интересно. Какая-то тетя, мол, ему сказала, что он очень высокий, и он только потом понял, что это не о росте. Какие-то фотографии семейные...
odna_zmeia
Aug. 4th, 2006 03:09 pm (UTC)
Re: Слегка ОФФ
Ой, я боюсь, это печальный случай...:( У нас были: внучки Пушкина, потомки боярина Кучки, дочери Николая 2 - это те, кого я навскидку могу вспомнить, а так гораздо больше.
Вообще такая работа заставляет узнать очень многое о психических расстройствах.:( В частности, вот такие "потомки" в намалом количестве начинают писать и приходить в периоды каких-нибудь массовых пропагандистских компаний. "Внучка Пукина" (она "ш" не выговаривала) пришла где-то на отмечании 200-летия со дня рождения Пушкина, случайно выжившая дочь Николая 2 - старушка из Екатеринбурга ("кто я, где я - ничего не помню..." - тоже цитата, мы ее до сих пор повторяем) написала, когда перезахоранивали останки царской семьи. И.т.д.:(
kemenkiri
Aug. 4th, 2006 10:21 pm (UTC)
Re: Слегка ОФФ
Мама... боярин Кучка тоже был???....
odna_zmeia
Aug. 6th, 2006 08:43 pm (UTC)
Re: Слегка ОФФ
Был, году в 93-м, по фамилии Романов.:)
kemenkiri
Aug. 4th, 2006 10:34 pm (UTC)
Re: Слегка ОФФ
Как говоришь,"Высокий", да?.. Нда, тут дело не в росте....;-)
osting
Aug. 4th, 2006 09:57 am (UTC)
Скажи, а какого рода запросы вам там вообще можно задавать? Мне вот, например, хочется повыяснять про родственников...
odna_zmeia
Aug. 4th, 2006 03:04 pm (UTC)
да любые, лишь бы был наш период (т.е. нчала 18 века до 1917 года), лишь бы у твоих предков быфла связь с Москвой или губернией, ну и надо знать какие-то исходные данные - как звали, чем занимались или к какому сословию принадлежали, приблизительные годы жизни, в идеале - где жили. Ну хоть что-то из этого знать надо. Если знаешь - приходи.:)
( 19 подшито и пронумеровано — отправить запрос )