?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

История вторая – полностью в рамках закона.:)
Запрос от гражданки Селезневой В.И., 1907 года рождения (!). Прошу предоставить сведения о моем родственнике Генрихе Митчинере, купце и большом мИцинате, спонсоре Московского зоопарка. Похоронен в Москве на Введенском кладбище, надписи на памятнике (по-немецки) воспроизведены.

Сначала все тоже вполне традиционно: 1848 год, Генрих Метшенер, купец Басманной слободы, вероисповедания лютеранского, грамоту знает, торгует меховым товаром, женат, отец, Бернгард, торгует тем же, лютеранин, грамотный, женат вторым браком, двое детей.
Потом… потом был волынский купец Вениамин Метшенер, студент Петровской сельскохозяйственной академии, через год ее покинувший. Связь между Волынью и Москвой не прослеживалась.:)
А потом – дело Московской купеческой управы «Об изменении фамилии сына купца Генриха Мичинера с Райх на Мичинер» 1868 года, а в деле – прошение Генриха Мичинера (новый вариант той же фамилии) московскому генерал-губернатору, где рассказывалось об «интригах еврейских родственников», о которых его превосходительство просто не может знать, потому что они, интриги, обычно скрыты от начальства, каковыми интригами его, Генриха, сыну Якову, бердичевскими купцами (теми самыми родственниками) была дана фамилия Райх – и этот самый сын ныне учится в Цюрихе на его, Генриха, деньги. И хорошо бы его превосходительство помогло восстановлению справедливости, возврату сына в семью и присвоению ему отцовской фамилии.

В первый момент я просто ошалела. Наверно, есть два Генриха Мичинера – один лютеранин, а другой еврей. И оба (!) они московские купцы. Или это один и тот же человек, у него неважно с головой, и ему всюду чудятся происки бердичевских евреев (а что, прекрасный повод для паранойи:().

Трясу головой, делаю над собой усилие и читаю дальше: «отец Генриха Мичинера Бернгард Мичинер был причислен в московское 3 гильдии купечество на 1847 год указом Московской казенной палаты от 3 декабря 1846 года… из выкрещенных евреев один, без семейства, а потом указом оной же палаты от 17 мая 1849 года… был причислен к его семейству прижитой им в еврейском законе сын Генрих Мичинер, который с 1852 года состоит в отдельном от отца капитале».

Кубик складывается. Сначала крестился отец – похоже, еще в Бердичеве (да, но почему в лютеранство, и где он там нашел лютеранского пастора?). Через пару лет сын с женой (а дети? Яков-то, похоже, иудей, раз учится в Цюрихе, а не в России. Оставлен родственникам, этим самым Райхам? А Вениамин? Или он проскочил в краткий период доступа евреев к образованию в начале царствования Александра II?) Они что, в Бердичеве тоже торговали пушным товаром? Чем, интересно? Белками? Или тоже скорняки?
А дальше? Экспортный пушной товар (с), купечество 2 гильдии?

А дальше – завещание Генриха Бернгардовича (в документе уже иначе – Андрея Борисовича) Мичинера, умершего 15 октября 1888 года в возрасте 60-ти с небольшим лет, вовсе еще не старым. Подобного рода документов я видела немало, но тут оторопела во второй раз.
Посмотрите на документ, он, право же, того стоит.
… Итак, различные суммы завещаны: сыновьям Беньямину (а вариант имени иудейский, а не христианский) и Якову Мичинерам, жене Елизавете Андреевне, матери Марии Мичинер (живущей в Одессе. Упс, а отец оказался разведенным, а не вдовцом, и первая жена христианства не принимала!), внукам, племянникам и другим родственникам (длиннющий список, Райхов среди них нет:)), а также: Московскому евангелическому попечительству о бедных; комитету Введенского иноверческого кладбища в Москве на содержание в порядке семейного участка на этом кладбище; Ольгинскому благотворительному обществу при больнице имени императора Александра III в Москве на открытие на имя Г.Б. Мичинера одной кровати для умалишенной женщины, не исключая евреек; еврейской больнице в Москве на открытие четырех дополнительных кроватей; императорскому Московскому университету для учреждения четырех стипендий нуждающимся студентам-евреям; церкви Грузинской Божией матери в Москве для раздачи дважды в год, на Рождество и Пасху, бедным семействам прихода; еврейскому молитвенному дому (синагоге) для раздачи дважды в год, на Пасху и в Кучки, бедным еврейским семействам; евангелической больнице в Москве на открытие двух кроватей для женщин без различия религий, не исключая евреек, и на постройку и внутреннее устройство мужского отделения в той же больнице с тем, чтобы оно именовалось «мужское отделение евангелической больницы, учрежденное Андреем Борисовичем Мичинером», и чтобы в больницы были принимаемы больные всякого звания и сословия, не исключая евреев; евангелическо-лютеранской церкви Святого Михаила на раздачу дважды в год, на Рождество и Пасху, бедным семействам прихода, на дополнительное содержание пастору, на постройку и внутреннее устройство женского училища при церкви Святого Михаила для обучения девочек всякого звания и сословия, в том числе пяти приходящих учениц еврейского исповедания; оставшиеся после исполнения завещания суммы школе для бедных и сирот евангелического исповедания на Садовой в Москве, в том числе для образования специального денежного фонда, из которого выплачивать различные суммы в приданое выходящим замуж бывшим ученицам школы.
Уф. Кажется, огласила весь список.:)

…Царствие Небесное рабу Божьему Генриху, похоже, под конец жизни отнюдь не уверенному, чья же вера истинна, но точно знавшему, что помогать ближним, учить и лечить – доброе дело.
Женская гимназия имени имени Андрея Борисовича Мичинера при лютеранской церкви Святого Михаила в Москве была открыта, если я не ошибаюсь, в 1904 году и до 1917 года благополучно существовала – ну а потом, наверное, перелиняла в какую-нибудь обычную школу.

На Введенском иноверческом кладбище в Москве рядом две могилы – Генрих и Вениамин Мичинеры.

… Совсем уж хвостом – так и не заказанное мной личное дело студентки медицинского отделения высших женских курсов Герье в Москве Ольги Вениаминовны Мичинер, 1910-е годы.

А зоопарк? – спросите вы. А что зоопарк?:)
В деле «О присвоении почетному попечителю Зоологического сада потомственному почетному гражданину В. Мичинеру звания «Officier d’Academie» имеется сообщение департамента внутренних сообщений Министерства иностранных дел Московскому генерал-губернатору о присвоении правительством Франции потомственному почетному гражданину Вениамину Мичинеру звания «Officier d’Academie» с вручением диплома и знака отличия, присвоенного этому званию.
Церковь Грузинской Божьей Матери в Москве, между прочим, не так уж далеко от зоопарка…

Наверное, столетней бабушке-заявительнице не нужно было от нашего ответа ничего конкретного, но есть некоторые смутные подозрения, что родственники помоложе, вероятно, рассчитывали таким образом переехать на пмж в Германию. Увы, с такими предками им и в Израиль не попасть.:)
Звонить они мне не звонили, претензий не предъявляли – а если бы позвонили, я бы поблагодарила за возможность узнать эту историю.

Tags:

Comments

( 29 подшито и пронумеровано — отправить запрос )
grachonok
Sep. 13th, 2007 07:44 pm (UTC)
И от меня тогда тоже спасибо, ладно?

на редкость в настроение история легла, я как раз на днях "Дорогу уходит в даль" перечитывала...
odna_zmeia
Sep. 13th, 2007 08:39 pm (UTC)
Мне кажется, это одна из лучших историй, когда-либо мне попадавшихся. Когда я открыла завещание... ну да, наверно, это и называется "катарсис".
История про хороших людей, как "Дорога уходит в даль", книга, за минувшие 20 лет не изменившаяся:) - я перечитывала ее весной, к игре, и впечатление с моих 13, когда я ее читала, не изменилось. Редкая книга.
_klio_sw
Sep. 13th, 2007 08:46 pm (UTC)
А я тут на днях как раз пыталась по памяти процитировать в ЖЖ про "жизнь - она как зеберь"... Только я её читала лет этак 35 назад, уже помню плохо :-(
odna_zmeia
Sep. 13th, 2007 09:15 pm (UTC)
"Видишь это полосатое? Это зеберь. Так этот зеберь, я вам скажу, мадам, - он же чок в чок как человеческая жизня. Полоса черная, полоса белая". Цитата примерная, но кажется, так. "Дедушка, можно я дам булочку тигерю? - Не лезь к тигерю, он тебе голову откусит!" (с)

Перечитайте, честное слово, удовольствие не меньшее, чем 30 лет назад, а то и большее.:)
intent_reader
Sep. 14th, 2007 05:48 am (UTC)
Ну вот. Теперь и мне захотелось перечитать... Помню, мы в детстве читали с братом наперегонки. У него была вся книга, а у меня только первая часть, до слов "Это мой первый мир. Я проживу в нем семь лет".
kelebril
Sep. 13th, 2007 08:26 pm (UTC)
Какой классный Генрих! И как он во всем этом не запутался...
odna_zmeia
Sep. 13th, 2007 08:42 pm (UTC)
А он и запутался, похоже, - в религии по крайней мере.:)
Но не деньгах, не в делах - там длиннющий список родни, одних сестер, кажется, пять, и у всех дети. Никого не забыл, никого не обидел, да еще и для чужих людей как постарался.
Хороший мужик.:)
anoriel
Sep. 14th, 2007 04:59 am (UTC)
Точно хороший :)
_klio_sw
Sep. 13th, 2007 08:44 pm (UTC)
Прелесть какая!
Задумалась, а не подать ли и мне запрос... Из одной только фантазии насладиться ответом :-)
odna_zmeia
Sep. 13th, 2007 09:17 pm (UTC)
Легко.:) Ответ всегда читать интересно.
Писать - куда менее, а интереснее всего - искать.:)
lr_eleran
Sep. 13th, 2007 11:17 pm (UTC)
Интересная история.
А вот прикинь - Ранди выходит замуж за моего однофамильца (или м.б. даже родственника?) И существо тоже среди народа оказалось...А как ни странно,я своих однофамильцев встречаю чрезвычайно редко,хотя,казалось бы...(Была когда-то в моем дошкольном возрасте еще девочка - моя тезка,только отчества разные.И жила она на соседней улице :).Я узнала о ее существовании,когда нам карточки в поликлинике попутали) А родственников - и того реже :)
naiwen
Sep. 14th, 2007 02:45 am (UTC)
Ага, я помню, что ты рассказывала эту историю :)
Да, о хороших людях писать и говорить всегда приятно, и всегда радует, когда в поисках чего-либо находишь хороших людей.
Вот там у меня в посте один гражданин возмущается, почему это я написала разные трогательные истории, и не написала о квислинговцам и дивизии СС "Викинг". Ну как объяснить на пальцах незнакомому человеку, что истории о хороших людях не отрицают существование плохих людей, просто о плохих людях писать не интересно? :) Как-то приятнее всегда замечать в первую очередь хорошее.
el_d
Sep. 14th, 2007 03:23 am (UTC)
Ну, с религией он так и не разобрался, но вот, на что нужно употреблять деньги, понимал вполне. :)

С уважением,
Антрекот
firnwen
Sep. 14th, 2007 03:25 am (UTC)
(восхищенно) Какая история...
otcharowannaya
Sep. 14th, 2007 07:10 am (UTC)
Может быть, в религии данный человек и запутался. Но в жизни - нет.
А это, пожалуй, самое главное. Очень приятно было читать, спасибо вам.
helwdis
Sep. 14th, 2007 07:55 am (UTC)
О том, что вне..
Ты знаешь, и мне это все легло в русло.
Я вот о чем думаю: не запутался мужик в религиях. Ведь нет же такого впечатления, что он и вашим и нашим давал, чтоб там и там подстраховаться. У меня скорее другое впечателение - он был балготворителем в обоих половинках жизни. Просто, когда перешел в христианство, возможно, ему показалось диким лишить помощи тех, кому он уже помогал. Ничего ж себе духовное обновление бы получилось! Как можно бросить тех, кто на тебя надееется? Вот и продолжал туда жертвовать, а потом прибавились еще и новые... Так и тянулось.
Он ведь в лютеранство перешел, возможно с дальним прицелом на эмиграцию в Америку. Но никуда не уехал. Родственники держали? Или те, кому он был нужен?
otcharowannaya
Sep. 14th, 2007 09:34 am (UTC)
Re: О том, что вне..
А может быть, кстати...
fredmaj
Sep. 14th, 2007 10:22 am (UTC)
Re: О том, что вне..
Знаешь, Америка - вряд ли. Потому как рано очень.
helwdis
Sep. 14th, 2007 10:52 am (UTC)
Re: О том, что вне..
Да ладно, с Америкой я погорячилась. Просто очень необычно - Бердичев - и лютеранство. Какого толка?
И, кстати... вторая волна иммиграции из Богемии (Чехии) вроде как именно в 48-49 пошла. Золотая лихорадка, и т.д ("He was a miner, Forty-niner..." :-)) Сразу выгуглилось, что в списках пассажиров и в Бостоне и в Нью-Иорке было по Митченеру. В этот период.
Это меня просто занесло. Натали, шикарная у тебя работа!
aini_svetlja4ok
Sep. 14th, 2007 09:16 am (UTC)
А как в ваше заведение подать запрос? Я бы тоже хотела узнать про своих родных по отцовской линии. Страсть интересно - так был прадед унтер-офицером или нет и из коми он или русский. А прабабка была модисткой. А у меня блузку сшить руки не способны...
fredmaj
Sep. 14th, 2007 10:21 am (UTC)
Знаешь... с такими предками, я думаю, можно и в Яд-Ва-Шеме посмотреть - учитывая стипендии для студентов-евреев и не только это.

Да, я тут с Хэльвдис соглашусь, что он не "и нашим, и вашим", в рассчете на то, что хоть что-то, да сработает. Просто он делал то, что считал должным.
... и теперь, я уверен, рабу Божьему Генриху-Андрею наконец-то все ясно:-)
Царствие Небесное...
umka_anutka
Sep. 14th, 2007 11:58 am (UTC)
занимательные переплетения )))
arelein
Sep. 14th, 2007 06:57 pm (UTC)
Чудесная история!
hild_0
Sep. 15th, 2007 04:20 pm (UTC)
Спасибо, Змеи, какое же вам спасибо! Какая замечательная история, какой же хороший человек, пусть ему там будет хорошо! Не знаю, запутался ли он в религиях, не уверена, может и правда считал, что перемена веры не отменяет необходимости помогать тем, кого он считает (или считал) своими. А почему должна?
Но главное - что человек был действительно очень хороший, видимо, так.
Спасибо за чудесную историю!
eregwen
Sep. 18th, 2007 06:38 pm (UTC)
Чудесная история, просто чудесная. Как причудливо колоды тасуются..
vfcvfc
Sep. 14th, 2010 05:41 pm (UTC)
Да вот узнаешь о своих предках только благодаря ЖЖ!А дальше что?
odna_zmeia
Sep. 17th, 2010 02:10 pm (UTC)
А дальше не знаю, у нас документы заканчиваются.
У меня есть еще кусок от моего друга, занимавшегося другой ветвью этой семьи уже в Германии, в 20 веке - там тоже детектив. Но они потомки не Генриха Мичинера, а его сводного брата.
vfcvfc
Jun. 19th, 2011 03:43 pm (UTC)
а вот что пишет про него АП Чехов : Судится муза комедии, судится за компанию и муза живописи... В Москве
есть богатый еврей, именем Мичинер. У него есть меховой магазин, тот
самый, о котором упоминается в одном из романов Писемского. Есть у него
пятиэтажные дома и лавки, дающие тысячные доходы. Он богат и славен, но
скуп, как купец Кукин. Зиму и лето одевается он в парусинку, питается
селедкой и акридами, спит на сундуке и, за неимением дорогой бритвы,
бреется, как брился во время оно Дионисий, тиран Сиракузский, -
раскаленной ореховой скорлупой. Недавно его посетило несчастье... ужасное
несчастье! Родня ли ему посоветовала, минута ли такая подошла, или, быть
может, он слишком лестного мнения о своей физиономии, только вздумалось
ему писать с себя портрет. Долго он думал насчет портрета и долго не
решался. Ведь портрет стоит не гривенник, не рубль, а - страшно сказать -
сотни рублей! После долгих колебаний и мучительных сомнений решился он,
наконец, обратиться к художнику Кошелеву. Кошелев - это ужасно! - запросил
с него 300 руб. Г. Мичинер вздохнул, махнул рукой и согласился: валяй,
семи смертям не бывать! Начались сеансы. Сидел г. Мичинер перед Кошелевым,
следил за взмахами его кисти и страдал. Мысль о трехстах рублях не давала
ему покоя во все сеансы. Когда работа художника была уже близка к концу,
он не вынес страданий и последовал влечению своего сердца: послал, чудак
этакий, Кошелеву письмо, в котором, жалуясь на жару, попросил отсрочить
сеанс на неопределенный срок, а через несколько времени и совсем отказался
от портрета. Кошелев подал на него иск в 300 руб. Начался процесс.
Г. Мичинер мотивировал на суде свой отказ тем, что портрет якобы не похож
на него. Однако суд не согласился с ним и, выслушав экспертов, состоявших
из наших знаменитостей, постановил взыскать в пользу Кошелева с Мичинера
300 руб., а портрет передать ему же, Кошелеву, для уничтожения. И портрета
нет, и 300 руб. пропали. Большего несчастья и представить себе невозможно!
Вот вам злонравия достойные плоды! Чехов Антон Павлович
Статьи, рецензии, заметки, "Врачебное дело в России". 1881 - 1902
vfcvfc
Sep. 14th, 2010 05:42 pm (UTC)
Особенно революции их не только тусуют но и по новой сдают!
( 29 подшито и пронумеровано — отправить запрос )