?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все краски жизни...

Пост давно готов, но не было повода и возможности выложить.
Эти выписки - побочный результат поиска к запросу. Документы - клировые ведомсти о церквях нескольких уездов Московской губернии, время действия - 1841-1850 годы. Выписки сделаны в основном из разделов о поведении и наложенных взысканиях - не для злопыхательства, а скорее как жизненный срез и картина нравов. Предупреждая возможные вопросы, скажу, что соотношение подвергавшихся и не подвергавшихся взысканиям "священно- и церквно-служителей" будет примерно как треть и две трети в пользу последних, то есть не штрафованных. Ну и последнее замечание: жизнь сельского духовенства нельзя было назвать легкой и беззаботной, а люди - всего лишь люди, и среди них всегда больше хороших, чем плохих. Еще и поэтому я опустила все имена - они давно уже умерли, зачем их обсуждать? Пусть будут просто истории, без имен.
Во избежание перегруза делю рассказ на две части, вторую часть выложу где-нибудь послезавтра. Минимальные комментарии - курсивом.

Клировые ведомости церквей Коломенского уезда, 1850 год.

Священник, 43 лет.
«В 1844 года мая дня священнику за пристрастие к хмельным напиткам, за хождение в питейный дом для винопития, за буйство, произведенное в пьяном виде в доме Божьем и в домах, и сверх сего за драку, за нарушение церковных правил венчанием в нетрезвом виде браков не в узаконенное время, за допущение поручителей подписываться под обысками после свершения браков в доме своем и заочно за неоказание послушания начальству при объявлении его указа о запрещении священнослужения низведен был в причетническую должность впредь до раскаяния и исправления…»

Дьякон, 49 лет.
«1833 года марта 7 дня за обман отставного прапорщика при обещании повенчать его с солдаткою и за подобное дело студента Медико-хирургической академии запрещен в священнослужении и оставлен в сильном подозрении. В отвращении подобных поступков из подмосковного села Измайлова переведен на настоящее место.»

Дьячок, 26 лет.
«1847 года генваря дня за нетрезвость, за курение табаку, за упущение должности, за ссору с крестьянами, за принятие в свой дом стрельцов с собаками, за оскорбление отца своего грубыми словами и непристойными посылан в монастырь на два месяца в черные работы."
(какой темперамент!)

Священник, 68 лет.
«1.1831 года взыскана пеня 10 руб. за неисправность церковного письмоводства; 2. 1834 года генваря 19 дня за обвенчание незаконнорасторженного им брака низведен в причетническую должность на три года. 3. 1840 года сентября 19 за неписание церковных приходо-расходных книг в Коломенском Успенском соборе при богослужении полагал в 3 дня по 100 поклонов. 4. 1842 года декабря 31 дня за невнимание к своей должности по случаю потери напрестольного креста полагал в церкви пред литургиею при местном благочинном 50 земных поклонов. 5. В тоже же году за редкое служение литургий в Пасху и за забытие в крестьянском доме креста, дабы впредь подобных упущений по службе не было, обязан подпискою. 6. 1844 года апреля 10 дня по делу о неверном якобы писании церковным старостою приходо-расходных церковных книг и отчетов обязан в духовном правлении снова подпискою, чтобы впредь кляузными делами не занимался и необстоятельными и многосложными доносами начальство не обременял.7. 1850 года генваря 5 дня за нетрезвость и битие в набат, за допущение беспорядков по церкви посылан был на две недели в монастырь для испытания в поведении и для увещания не допускать по церкви беспорядков.»

(150 страниц - уже третья потеря напрестольного креста. Немаленький предмет, как его можно потерять?)

Дьячок:
Штрафован «за нанесение дьякону знака опухлости…»

Священник, 37 лет.
«Указом Московской духовной консистории ... июля 18 дня 1849 года за отступление далеко от законного порядка, самовольное вступление в чужие приходы, учреждение своевольного крестного хода по чужим приходам, продолжавшегося несколько дней, и служение в чужеприходной Мячковской церкви был послан в Бобренев монастырь на две недели для служения и церковного послушания и увещания не поступать своевольно».

(Вот ведь энтузиаст! Как он туда попал? Или Мячковский священник как раз в то же время не страдал лишним рвением и литургиями не утруждался?)

Священник, 75 лет.
«1833 года июля 13 дня по указу Московской консистории … получил выговор и замечание за то, что, будучи благочинным, не удерживал Мещеринского дьячка от работы кирпича и рытья усадебной земли».

Пономарь, 24 лет.
«Был судим по недоказанному на ученика Некрасова доносу в похищении Успенской церкви села Алексеевского Большого 20-ти рублей ассигнациями, осужден был со всем причтом упомянутого села внести похищенную сумму.»

(Да-да, у причта той церкви у всех в формулярах есть эта история.)

Священник, 38 лет – 6 лет назад судим за провоз вина из другого уезда – видимо, для продажи.

Опять вино
Священник, 57 лет
«1844 года был судим по показанию прихожан, будто бы брал с них вино во время браков. 1845 года в присутствии Коломенского духовного правления обязан подпискою, чтобы приносимое вино пред совершением браков не брать».

Пономарь, 54 лет.
«Читает и поет хорошо, а катехизис знает мало».
«1832 года октября 10 дня был посылан в Белопесоцкий монастырь на полтора месяца на черную работы за участие в винопитии с священником и помещиком Ерлыковым, того ж года декабря 12 дня был посылан в Голутвин монастырь на две недели для очищения совести за то, что не запер на ночь церковных окон, и чрез то допустил хищникам учинить святотатство.»

Не понимаю, как?

Священник, 47 лет.
«1834 года сентября 25 дня указом Московской духовной консистории… за притязательное требованием им.. с прихожан села Чиркина излишней, отягочительной и для духовенства постыдной платы и унизительные поборы при браках вином, а также за своевольную отлучку от прихода и нерешительное одобрение в поведении был отрешен от места с назначением месячного срока для приискания другого священнического места. … Потом октября 3 дня того же года указом оной консистории определен в село Дарицы на полгода с тем, чтобы не поступал он и здесь также, как в Чиркинском приходе, не домогался бы деньгами и вином по три штофа и самовольно не отлучался от прихода, а вел бы себя как следует честному священнику.»

Тот же приход, дьячок, 49 лет.
(а благочинный тут явно с педагогическим талантом:) - графу о наложенных взысканиях в послужных списках заполнял благочинный.)

«1832 года генваря дня за произнесение разных непристойных слов и за то, что он замахивался книгою и подозреваем в битии кучера поверенного, отослан был в Бобренев монастырь на черную работу. … По указу Московской духовной консистории от 28 декабря 1845 года … посылан был в Голутвин монастырь на месяц для употребления в низшие работы за то, что оказал непослушание священнику вывести вон из церкви крестьянина, вместо исполнения приказания священника обратился к предстоящим с непристойными словами и после ушел из церкви, и тем подал повод к прекращению богослужения».
«Читает и поет довольно хорошо, а катехизис знает мало».

Можайский уезд

Здесь очень мало.

Пономарь, 43 лет.

«В 1845 году ноября 2 дня … за похищение у местного священника десяти досок в штрафе переведен на год на настоящее место…»

Верейский уезд.

Священник, 61 года.

«В 1826-м году за неприличный торг рощею был штрафован десятью рублями пени».

Волоколамский уезд, 1841 год

Дьякон, 52 лет

«В 1833 году мая 8 за обвенчание коллежского секретаря Секавина без согласия его матери был запрещен в священнослужении, но того же года по поданному прошению с изъяснением причин, побудивших к сему поступку, разрешен».

Пономарь, 50 лет.

«В 1833 году в бытность его при Вознесенской в Теряевой слободе церкви был судим за несправедливые доносы на местного священника и дьякона об отдаче церковной земли обывателям якобы без согласия его, пономаря, и по решению дела для водворения между причтом и прихожанами мира и тишины отведен на настоящее место».

Пономарь, 54 лет.

«В 1830 году за изрытие из себя употребленной пищи во святом алтаре и за битие солдатки Никаноровой был под началом в черные работы в Иосифовом монастыре, и чтоб приняли его на прежнее место, дал подписку впредь с священноцерковнослужителями и прочими слыть мирно».

Дьячок, 51 лет.

«1833 года был в подначальстве в Иосифове монастыре один месяц за неудержание сына своего от поправки 6-й цифры на 8-ю в училищном свидетельстве».

Священник, 57 лет.

«Чтение, пение хорошо, катехизисом не занимается».
«1827 года за ссору с крестьянином Тарасовым запрещен в священнослужении, 1829-го году был посылан в причетническую должность за перенесение трех умерших тел со старого кладбища на новое и того ж года за ссору с крестьянином Иосифовым был под начальством в Давыдовой пустыни 1 месяц, 1832 года был под начальством в Иосифовом монастыре три недели … за небытие трех постов на исповеди 1831-го года и за утайку в клировых ведомостях прежнего своего бытия под судом; 1833 года июля месяца был под начальством в том же монастыре две недели… за худой и постыдный для своего звания поступок, что завел иск несправедливый и вовлек в оный свое начальство о порубке леса якобы церковного в селе Кочергине, а 1836 года за неслужение преждеосвященных литургий, царских панихид… за загноение двух агнцев был запрещен в священнослужении четыре месяца.»

Ну вот, пока хватит. Если нужно объяснить что-то, опущенное мной за мнимой очевидностью, скажите, я добавлю.:)

Tags:

Comments

( 43 подшито и пронумеровано — отправить запрос )
galenven
May. 8th, 2008 12:41 pm (UTC)
Глубоко задумалась над диагнозом «знак опухлости…»... :))
И дьячок темпераментный колоритен, о да:))
odna_zmeia
May. 8th, 2008 02:05 pm (UTC)
Синяк или фингал, скорее второе.:)
Там в следующей порции будет еще мечтательный дьячок.:)
(no subject) - galenven - May. 8th, 2008 02:25 pm (UTC) - Expand
elentir
May. 8th, 2008 12:50 pm (UTC)
***не запер на ночь церковных окон, и чрез то допустил хищникам учинить святотатство***

Ночью через окно в церковь звери залезли и нагадили? Или "хищники" в смысле "воры"?
odna_zmeia
May. 8th, 2008 02:04 pm (UTC)
Возможны оба варианта, но, как мне кажется, в данном случае речь идет о зверье, иначе бы речь шла о краже, которая здесь не упомянута.
Но что за звери могут залезть через окно, я ума не приложу.
(no subject) - la_renarde - May. 8th, 2008 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - May. 8th, 2008 03:35 pm (UTC) - Expand
fredmaj
May. 8th, 2008 12:58 pm (UTC)
Ты это выложила!!:-))) ура:-)
какие они все... зримые. даже дьячок со знаком опухлости;-)
kelebril
May. 8th, 2008 01:34 pm (UTC)
А что, для венчания было необходимо согласие матери жениха? В первый раз слышу.
odna_zmeia
May. 8th, 2008 02:02 pm (UTC)
За что купил.:)
На самом деле - согласие родителей, а в данном случае, как мне показалось, отец жениха уже умер, и решает все маменька, женщина с активной жизненной позицией - раз уж она такой скандал раздула.:)
(no subject) - kelebril - May. 8th, 2008 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - May. 8th, 2008 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kelebril - May. 8th, 2008 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - May. 8th, 2008 03:32 pm (UTC) - Expand
kelebril
May. 8th, 2008 02:11 pm (UTC)
Да, а кто такие стрельцы с собаками и почему их нельзя принимать в доме?
odna_zmeia
May. 8th, 2008 02:21 pm (UTC)
Мне кажется, охотники.:) И если вся веселая компания, включая собачью свору, завалилась в дом и принялась развлекаться, то это нехорошо.:)
На самом деле не уверена, какие на этот счет есть уставные правила в православии, а, к примеру, у старообрядцев и сейчас нельзя впускать в освященный дом собаку (собака - только во дворе), а кошку почему-то можно.
kelebril
May. 8th, 2008 03:08 pm (UTC)
И еще: что значит "обвенчание незаконнорасторженного им брака"? Женил, потом развел, потом женил заново? А разве вообще могли священники браки расторгать? Вроде же и в более поздние времена требовалось разрешение куда более высокого церковного начальства, и вроде как все были в курсе...
odna_zmeia
May. 8th, 2008 03:41 pm (UTC)
Не знаю.:) Видимо, это какая-то вершина концеляризма, попытка сказать что-то с должным пафосом, но с полной утратой смысла.:)
Конечно, никакого брака он расторгнуть не мог - для этого требовалось разрешение Синода.
Ну, может быть, он кого-то повенчал, потом выяснил, что венчать было нельзя (скажем, кровное родство между супругами), и сказал, что брак расторгает - чтобы ему не влетело (а ему все равно влетело).
Или не знаю, ума не приложу.:)
kelebril
May. 8th, 2008 03:10 pm (UTC)
И "неприличный торг рощею" тоже совершенно непонятен. И "загноение двух агнцев". Зато очень понятно и забавно наказание папаши за подделку сыном оценки. 8-)
odna_zmeia
May. 8th, 2008 03:38 pm (UTC)
Священнику нельзя заниматься торговлей, никакой. Т.е. он может конечно же что-то купить или продать, лично ему принадлежащее, но здесь, насколько я понимаю, речь идет о церковном лесе, и продажа ее с торгов - занятие для священника, как тогда говорили, "неприличное".
"Агнец" в данном случае - один из видов хлеба для причастия. Сгнил он у него, короче. Причем два таких хлеба.:)
(no subject) - kelebril - May. 8th, 2008 03:53 pm (UTC) - Expand
naiwen
May. 8th, 2008 07:26 pm (UTC)
слушай, я не очень поняла, в чем провинился вот этот священник, который "не удерживал Мещеринского дьячка от работы кирпича и рытья усадебной земли".
Дьячок чужую землю, что ли, копал и откуда-то незаконно кирпич таскал?
odna_zmeia
May. 8th, 2008 09:10 pm (UTC)
Нет, он, видимо, в праздник работал, дьячок этот. Ремонт у него, что ли, был?
Я представляю, каково такого удержать.:)
alla_hobbit
May. 8th, 2008 07:41 pm (UTC)
Какой, однако ж, горячий народ был, хоть и священники. :))
odna_zmeia
May. 8th, 2008 09:09 pm (UTC)
Тоже люди.:)
(no subject) - alla_hobbit - May. 8th, 2008 09:16 pm (UTC) - Expand
hild_0
May. 9th, 2008 05:35 pm (UTC)
Интересно... Жизь во всем ее многообразии. Но ведь треть, это очень много, если так подумать. Жизнь была тяжелая?
odna_zmeia
May. 10th, 2008 01:16 pm (UTC)
Там очень разные проступки, большая часть - совсем не такие "оригинальные": неправильное ведение приходно-расходных книг, исправления и неточности в метриках, нарушения границ приходов... И да, жизнь тяжелая, несомненно. Если кража 10 досок - тема для разбирательства, то можно себе представить, как нуждались. Семьи-то большие, а доходы - только с прихожан.
(no subject) - hild_0 - May. 10th, 2008 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - May. 10th, 2008 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hild_0 - May. 10th, 2008 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - May. 10th, 2008 09:59 pm (UTC) - Expand
rittare
May. 10th, 2008 07:42 am (UTC)
оффт
Натали, хочу в гости наглым образом :) Ну или посидеть где-нибудь. Как у вас с четвергом, например? Или с понедельником?
odna_zmeia
May. 10th, 2008 12:39 pm (UTC)
Re: оффт
С понедельником, увы, никак.:( Давай в четверг?
Re: оффт - (Anonymous) - May. 10th, 2008 02:22 pm (UTC) - Expand
Re: оффт - rittare - May. 10th, 2008 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rittare - May. 14th, 2008 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - May. 14th, 2008 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rittare - May. 14th, 2008 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - May. 14th, 2008 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rittare - May. 15th, 2008 07:28 am (UTC) - Expand
bird_tamer
Mar. 12th, 2009 07:48 am (UTC)
Здорово. Я нашел этот пост. Прекрасно всё, но особенно про дьячка, который вместо того, чтобы вывести вон крестьянина (интересно чем тот провинился? просто пьяный был?), "обратился к предстоящим с непристойными словами и после ушел из церкви, и тем подал повод к прекращению богослужения". А где про честолюбивого дьячка с епитрахилью?

***за то, что не запер на ночь церковных окон, и чрез то допустил хищникам учинить святотатство***

Хищники здесь, конечно, похитители. А свято-татство - это прежде всего похищение святыни, на что звери-хищники неспособны.
odna_zmeia
Mar. 12th, 2009 11:20 pm (UTC)
Вот вторая часть: http://odna-zmeia.livejournal.com/73454.html, там как раз тот персонаж.:)
Насчет хищников спасибо, не пойму, почему я сразу не догадалась, а подумала о зверях, теперь, когда объяснили, все кажется чуть ли не очевидным.:)
А вот здесь, если вдруг будет интересно, два дела об одном и том же священнике, сначала о рукоположении, а потом разбор его жалобы на помещиц, конец 18 века.
Тоже очень представимо... http://odna-zmeia.livejournal.com/80141.html
( 43 подшито и пронумеровано — отправить запрос )