?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очередной побочный продукт основной служебной деятельности.:) История о рукоположении в сан и служебном переводе сельского священника приводится как за свою жизненность, так и из-за любимого мной языка 18 века.

Итак, дело Коломенской духовной консистории «О назначении пономаря Аристарха Максимова священником церкви Николаевской села Ачкасова Коломенского уезда», в деле контракт «села Ачкасова церкви Святителя Николая Чудотворца помещиц Марьи Ивановой и Прасковьи Ивановой дочерей Норовых» с пономарем церкви Воскресенской в крепости г. Коломны Аристархом Максимовым от ноября 1788 года, где сказано, что Аристарх Максимов, «если удостоен будет при нашей церкви быть священником, то давать ему ругу по нижеписанному: …восемь четвертей ржи, две четверти гречихи, два четверика гороху, два четверика семя конопляного, два барана, два пуда свиного мяса, масла конопляного четверть ведра, по десятине в поле земли, церковной луг, двенадцать рублей денег, построить ему двор нашим капиталом и дрова также господские, [и пусть ни в чем себе не отказывает] а чтобы ему отправлять службу каждую седмицу по две литургии, то есть в среду и в пяток, в чем и заключили с ним контракт своеручно». [Две литургии в неделю (то есть наверное три или четыре, вряд ли воскресную литургию надо специально контрактом оговаривать) – и за это целых 12 рублей в год!:)] Там же допросный лист пономаря Аристарха Максимова от марта 1789 года, в котором сказано, что «от роду ему тридцать девять лет, женат первым браком на девке – дьячковой дочери, в подушной оклад не положен, в школах не обучался, записьми и крепостьми ни к кому ни в чем не укреплен, на татьбах и разбоях не бывал и с воровскими людьми знания никогда не имел и не имеет», «дел и подозрений, препятствующих произведению его во священника от начала жизни за ним не имеется, правилам святыми церковному преданию во всем согласует, болезни никакой на себе не имеет и ту должность свою нести может исправно, крестное знамение изображает на себе тремя первыми десные руки персты, а раскольнической никакой прелести не содержит, и в оном приходе записных и потаенных раскольников никого и никаких суеверий не имеется, а ежели впредь о каковых уведает, то о истреблении их по должности своей попечение иметь будет всеприлежное и в подаваемых повсягодно о прихожанах своих духовных росписях небывых до исповеди и святого причастия бытыми писать, если во священника произведен будет, отнюдь не будет, и одежду он носить будет священному чину приличною, то есть исподнюю долгую и верхнюю долгую ж с рукавами широкими, какого б оные сукна ни были, и во всем том, как в прибавлении Духовного регламента …изображено, поступать будет непременно, особливо во время священной литургии одежду и сапоги, паче же совесть иметь будет чистые, без чего и в священническое служение вступать не дерзнет, и данную ему учительную книжицу катехизис изустно в памяти содержать и у себя оную иметь до смерти своей обязуется, а продавать и отдавать никому не будет».

Заодно оный пономарь, т.е. уже почти священник, обязуется из прихода своего не отлучаться и в другое место не проситься (это обычная формула, но тут что-то чуть ли не под руку толкает – добром дело не кончится.:))
В общем, бывший пономарь (а еще раньше и вовсе звонарь, но эта часть его биографии пусть останется за рамками нашей истории, пусть ее моя заявительница читает:)) отбыл из города Коломны в село Ачкасово Коломенского уезда к новому месту службы. Там мы его пока и оставим.:)

…Прошло 15 7 лет…

Дело «О переводе священника церкви Николаевской села Ачкасово Коломенского уезда Московской губернии Аристарха Максимова на праздное священническое место в церковь Николаевскую села Никульского Коломенского уезда Московской губернии», расспросный лист священника Николаевской церкви села Ачкасово Аристарха Максимова от 18 августа 1796 года, где сказано, что «он в том селе священником более быть не желает, потому что того села вотчинницы… девицы Марья и Прасковья Ивановы дочери Норовы … в рассуждении малоприходства, коего в оном состоит с их господскими двадцать дворов, заключенным с ним, священником письменным условием… обязались, чтоб для жительства его… был дом их, господский, согреваемый и дровами их, а вместо владеемых ими из церковной земли осмнадцати десятин производить ему в каждой год из собственных их имений ругою ржи восемь четвертей, [ну, вы помните, да? Но я на всякий случай, следуя за автором, напомню.:)] гречи две четверти, гороху два четверика, семя конопного два четверика, свиного мяса два пуда, два барана, конопного масла две асмухи, денег двенадцать рублей. Переменя то прежнее с ним условие, вместо должного по обязательству дома построили одну только небольшую хижину и вместо пола намостили оную бревенчатым лесом, так что по оному в ночное время без опасности пройти никак невозможно, принадлежащих же до дома не только погреба, житницы и сараев, но ниже одного, и в сенях, которые без полу, чулана поныне не построили. И, недовольна будучи тем, большая из них сестра Марья Иванова из отданных им… в наймы крестьянину ее… части его, священника, сенных… покосов, скосивши оные усильно своими людьми, свезла в свое гумно, от чего лишился он по недостатку его должной ему за тот луг платы».
Дальше начинается разбирательство, добавляющее новые красочные подробности к уже имеющейся картине.:) Рапорт благочинного в Коломенскую духовную консисторию: «священник Аристарх Максимов объявил мне, что в отсутствии его из того села в город Коломну кем посеянной на его церковной земле полдесятины гречи половина оной стравлено, на что оная Норова объявила мне, хотя де неизвестно, кем потравлена оная греча, но ежели священник у них останется по-прежнему, то она из человеколюбия ему согласуется удовлетворить деньгами или хлебом». [Вот ведь человеколюбивая помещица!:)] Расспросный лист госпожи помещицы рассказывает нам ее версию событий: «руга по … обязательству происходила без задержания,… что ж принадлежит до строения, то к нынешнему строению построить холодную горницу, погреб и над ним житницу и с закромами для гуменного корму сарай, [далее кусок потерян. Видимо, она хочет сказать, что все вышеперечисленное они обязательно построят, если… словом, читайте дальше.] сена подлинно она… отданное … священником ее крестьянину взяла к себе для того, дабы на случай ежели оной священник вышел от них в другой приход, то для соблюдения будущего на его место священнику, а с двора его, священника сено взяла ж при нем, священнике, свешено всего сто за пуд, и потому ныне хранится у ней… особливо, как выше сказано, для соблюдения будущему священнику или ежели останется у них, то ему отдано будет». [Видимо ее, как и консисторию, тоже томили дурные предчувствия, что священник Аристарх Максимов вот-вот от них куда-нибудь денется.:)] Покончив с опросом свидетелей, благочинный отправился обследовать священнический дом, который «по свидетельству оказался изба стенами хотя и нетолстого лесу, но просторна, вышиною низка, и должно подрубить венца три, то можно жить, пол в ней бревенчатой, в сенях полу нет и чулан скудной, двор плетневый, в нем для содержания скотины один хлев, погреб деревянной обвалился, над ним сруб в восемь с половиной венцов, в котором как двери, так и потолку не имеется, покрыто все строение соломою». [Словом, настоящий дворец.]

Месяц спустя нашего героя перевели в другое село того же уезда, где через тридцать лет и умер и, что интересно, не писал ни жалоб, ни кляуз, и ни на какое другое место не рвался. Дальнейшая судьба праздного священнического места в селе Ачкасово и рачительных хозяек этого села помещиц Норовых мне неизвестна.:)

Tags:

Comments

( 14 подшито и пронумеровано — отправить запрос )
galenven
Jan. 21st, 2009 05:59 pm (UTC)
Проклятые буржуины!;))
odna_zmeia
Jan. 21st, 2009 07:10 pm (UTC)
:)
_klio_sw
Jan. 21st, 2009 06:09 pm (UTC)
Вот оттого они все еще девицы, хоть и 15 7 лет прошло.
odna_zmeia
Jan. 21st, 2009 07:09 pm (UTC)
Ну да, у меня тоже возникала эта мысль.:)
eli0n
Jan. 21st, 2009 06:47 pm (UTC)
7 лет терпел!
odna_zmeia
Jan. 21st, 2009 07:10 pm (UTC)
Крепился. Пока последнее сено со двора не увезли.:)
firnwen
Jan. 22nd, 2009 05:32 am (UTC)
Долготерпение в себе воспитывал... :)
hild_0
Jan. 22nd, 2009 11:47 am (UTC)
А что значит "и в подаваемых повсягодно о прихожанах своих духовных росписях небывых до исповеди и святого причастия бытыми писать, если во священника произведен будет, отнюдь не будет"?
odna_zmeia
Jan. 28th, 2009 11:30 pm (UTC)
А, здесь заковыристо сформулировано обязательство честно указывать в исповедных ведомостях всех небывших на исповеди - небывшими, и не покрывать их халатность. Т.е. не забывать доносить о них.:)
hild_0
Jan. 29th, 2009 07:15 am (UTC)
А что, не быть на исповеди - преступление?
odna_zmeia
Jan. 29th, 2009 09:13 pm (UTC)
Да нет, не преступление, но проблемы у людей могли возникнуть вполне реальные. Справка о "бытии на исповеди" много где требовалась.
hild_0
Jan. 29th, 2009 09:28 pm (UTC)
А какие? Где требовалась такая справка и почему возникали сложности? Расскажи, пожалуйста, интересно!
falathil
Jan. 23rd, 2009 07:12 am (UTC)
восхищенно
Стойкий человек Аристарх Максимов!:) И только сено его доконало...:)
(Anonymous)
Jul. 3rd, 2009 09:42 pm (UTC)
В кузяеве не делают посуду на заводе.там ша чурки живут и люди у которых дома сгорели.поиши в гжели.другой посуды тут нет
( 14 подшито и пронумеровано — отправить запрос )